Алтай-2018. Глава крайняя

Знаменитая долина реки Чулышман, вид с перевала Кату-Ярык

Впечатлённые «Марсом», мы вернулись на Чуйский тракт и остаток дня ехали по асфальту почти до самой темноты, изредка останавливаясь на чай. Спешка была обоснована: ехать надо было прилично, а ехалось небыстро. То сильный встречный ветер дул, то горка затяжная, то машину надо было крупногабаритную сзади пропустить, съехав на обочину, на которой приходилось сильно снижать скорость. Когда гражданские сумерки перешли в навигационные, мы все нацепили велофонари, и ехали уже лишь в их свете до самого места ночёвки в Курайской степи.

Курайская степь многим интересна. Прежде всего самим фактом, что это степь, а степь среди гор — это красиво, тем более осенняя. Второй пункт — знаменитая гигантская рябь течения Курайской степи, огромные валуны, оставшиеся от вытекания гигантских водных масс когда-то бывшего здесь озера в ледниковый период. Ночью мы с фонариками съехали с трассы на грунтовку и далее держали путь по степным дорогам. Ощущение интересное: едешь туда, не зная куда.

Освещения никакого нет, кроме как от собственных фонарей, и всё, что ты видишь перед собой — это дорожная колея, которая то и дело пересекается с другими входящими и выходящими из неё дорогами-дублёрами. И нужно ли сворачивать на пересекающую колею, резко уходящую в неизвестную черноту, или продолжать ехать прежней, было неясно. Оставалось лишь довериться интуиции и наслаждаться чёрными силуэтами гор на фоне голубой зари, плавно переходящей в звёздное небо на горизонте. Но вот и деревянный мост через Чую, куда сходятся все дороги, потом ещё некоторое время езды, пока дорога не подошла вплотную к границе леса. Тут-то мы и заночуем.

1 - Гигантская рябь течения, 2 - пешая радиалка на Корумду, 3 - оз. Джингысколь, 4 - конец степи, оз. Карауколь

На утро с погодой повезло. После ряби по плану продолжили исследование степи, углубляясь на северо-запад ближе к горам. Единственное, что напрягало — начинала накапливаться усталость со вчерашней долгой дороги. Мы тогда ещё не знали, что дальше будет только тяжелее в плане физнагрузки. Успевание к графику давалось высокой ценой.

Так выглядит Гигантская рябь течения. Когда-то отсюда утекло большое озеро, оставив такие валуны

Кроме ряби течения, хотелось сходить-таки на ледник, чтобы снять вид на степь сверху. Переночевали у р. Корумду в том месте, откуда ближе всего будет начать подъём на ледник, а на следующий день устроили к нему пешую радиалку. Дороги туда, естественно, никакой не оказалось, причём не было даже тропы, поскольку конкретно ледник Корумду был непопулярен — туристов возили на другой. Поэтому дорогу пришлось прокладывать самим по мягкой лесной подстилке, выдерживая нужное направление по GPS-у и ориентирам, изредка открывавшимся из-за деревьев. В итоге вид на степь помешали снять деревья, поэтому сняли вид лишь на долину.

Граница начала ледника Корумду. Лезли сюда полдня, ещё полдня спускались обратно

Следующий кадр был сделан уже на спуске обратно. На сам ледник я не полез, подустал слегка, из нас троих до глубокого снега дошёл лишь Серёга. Дорога вниз была не сильно проще дороги вверх, особенно по долине горной реки, усыпанной сплошными камнями и поваленными деревьями. А поскольку световой день заканчивался и желательно было вернуться до темноты, спуск обратно превратился в бег вниз с полосой препятствий. Но до темноты в лагерь вернулись, развели большой костёр и стали сушить ботинки и носки от снега, который набрали себе в обувь в процессе подъёмов и спусков.

Обратно с ледника Корумду решили спускаться по одноимённой реке

На следующий день посмотрели два озера, расположившиеся недалеко друг от друга. Первое озеро пользуется популярностью у тех, кто сюда приезжает — видели несколько групп, даже несмотря на несезон. В отличие от плато Укок, где в это время уже никого почти не бывает, здесь турист ещё частый гость. Но оно и понятно — кто ж не захочет снять здешние виды, особенно по осени, и по довольно тёплой и сухой погоде.

Пик Куркурек (3982 м) в отражении озера Джингысколь

Второе озеро — Карауколь, менее популярное, но по-своему живописное. Здесь степь заканчивается спуском в долину Чуи. Друзья там на картах где-то усмотрели брод внизу и не давали себе покоя на эту тему — вдруг мы бы могли не возвращаться прежним путём, а пойти дальше, спуститься в эту долину, пересечь вброд Чую и вернуться на тракт уже минуя Курай и всё, что после него.

Озеро Карауколь

Но мы этого уже не узнаем: тогда было принято решение не рисковать. Оно и понятно, по графику мы были уже впритык, и непопулярные решения были бы опасны. Но червячок остался. Любопытство это вещь такая, не успокоишься, пока не узнаешь правду. Может, как-нибудь ещё представиться возможность вернуться и на этот раз уже её проверить.

Лес в крайней точке Курайской степи

С этого момента и до заглавной фотографии уже из долины Чулышмана, я ничего не снимал. Просто возвращались мы из Курайской степи тем же путём, потом долго ехали по Чуйскому тракту до Акташа, закупившись попутно в Курае продуктами. В Акташ приехали вновь уже с фонарями. По пути сюда я обновил личные рекорды скорости на велосипеде — 58 километров в час по асфальту, 55 километров в час по грейдеру. Но быстрые спуски не помогли нагнать отставание, так что в Акташе мы вписывались в местную гостиницу уже давно потемну. Там у нас был вечер цивилизации, когда мы смогли позволить себе расслабиться — принять душ и купить в магазине всяких недоступных в походном быту вкусностей.

Это даже немножко стало расхолаживать, потому что на следующий день был суровый подъём — началась знаменитая дорога до Телецкого озера.

На пути было несколько перевалов, самый знаменитый из которых — перевал Кату-Ярык с крутизной склона 35 градусов и девятью поворотами серпантина. Машины внизу стоят, пропускают съезжающие сверху, потому что разъехаться будет сложно, да и опасно. Когда мы съезжали, расходились с большим коровьим стадом, поднимавшимся наверх. Пастух советовал не шевелиться и подождать, пока коровы не пройдут, иначе реакции от них можно было ожидать любой, а на узкой полочке дороги на высоте почти в километр это было опасно для собственного здоровья.

После спуска в долину Чулышмана мы ехали уже только с Андреем — Серёга догонял сзади в своём темпе. По доброй традиции, на место ночёвки мы прибыли уже потемну и расставили лагерь. В десяти километрах от лагеря было уже Телецкое озеро, финишная точка нашего маршрута.