Алтай-2018. Марс

Марс — уникальное место на Алтае. И название, как вы могли уже догадаться, не случайно выбрано такое, а очень даже точно описывает характерное сходство здешних необычных горных пород со скалами знаменитой красной планеты. На недоступность жаловаться не приходится — расположено оно меньше чем в десяти километрах от Чуйского тракта, и до самих скал дорога хорошая. Так что, увидеть «Марс» может любой желающий — стоит только этого сильно захотеть.

С тех пор, как это место обустроили платными стоянками, туалетами и кафе, «Марс» превратился в раскрученный бренд. Несмотря на это, оно заслуживает особого внимания и отдельной главы уж точно. Есть на Алтае похожие места, то есть Марс не единственное пристанище красных скал, однако здесь их цветовое и рельефное многообразие, насколько мне известно, максимально возможное.

Началось всё с движения по Чуйскому тракту от Кош-Агача в сторону Чаган-Узуна, у которого нам следовало свернуть налево. На асфальтированном гладком и почти идеальном Чуйском тракте не обошлось без проколотого колеса. Но даже без учёта этой недолгой остановки, дорога с постоянными подъёмами и спусками, а также непрекращающимся и непонятно откуда взявшимся встречным ветром, заняла почти весь день, и к вечеру мы были в селе Чаган-Узун. Ставить палатку было зябко и мокро, решили воспользоваться местным сервисом «найди дом и впишись к кому-нибудь». Дом нашли, обустроили нас. На втором этаже жила соседка-травница, увлекавшаяся эзотерикой и уверявшая нас, что на погоду можно воздействовать силами мыслей.

Утром мы опять немного обленились и поздновато встали — рассчитывали, что вечерняя пурга продолжится до утра. Но это не помешало использовать весь потенциал светового дня, ведь сегодня утром внезапно распогодилось, и солнце нас радовало вплоть до самого вечера.

Дорога к Марсу. Уже здесь было понятно, что место "не от мира сего"

Грунтовая дорога, специально проложенная к Марсу, как и водится, закончилась тупиком с припаркованными машинами и толпами туристов. Что здесь творилось бы летом, лучше, наверное, не знать. Грунтовка очень лояльная, проедут даже «пузотёрки». Мы решили сразу не кидаться бежать на первые же горки, а пройтись сначала по тропе максимально вглубь — там больше менее исследованных и затоптанных «ништяков».

Почти как Дикий Запад

Поначалу скалы были не особо выразительными по сравнению с теми, что мы видели возле стоянок, но с продвижением всё дальше, на них появлялось всё больше интересных узоров.

Сыпучие породы здесь соседствуют с массивными деревьями. В прочих местах обычно одно исключает другое
В начале тропы вкрапления в скалах были более-менее однородными. Осенние лиственницы вносили разнообразие

Тропу натоптали приличную, но благодаря ей мы тратили меньше времени на путь туда и обратно. Велики мы заныкали в кустах, так что до «Марса-2» шли пешком — так мобильнее. Кстати да, есть «Марс-2», а ещё где-то есть «Марс-3».Прям как космические станции какие-то. Не верите? Приезжайте, и увидите деревянные указатели.

Место хоженое и популярное у туристов, поэтому без натоптанной тропы не обошлось

Иногда нужно уйти в сторону от тропы, чтобы снять что-то более интересное. Например, как река течёт между аллеей из деревьев. Вообще, именно ради этого сочетания растущих вдоль реки деревьев мы и поехали сюда, не только из-за красных скал. Сами по себе скалы были в начале этой вылазки.

И вновь отсылка к кадрам из фильмов про Дикий Запад - где ещё увидишь такие "костлявые" деревья в сочетании с красными скалами

Впереди виден «Марс-2». Когда я его увидел, то понял, что эти скалы дадут фору тем, которые были в самом начале.

Продолжаем исследовать Марс, впереди новый виток красных скал

Когда Серёга ездил сюда один годом раньше и потом показывал мне аналогичное фото у себя на компе, я сначала не поверил — думал, фотошоп и цвета выкручены. И не верил до тех пор, пока сам не увидел это воочию. Горы и цвета настоящие, никакого фотошопа.

Вся таблица Менделеева в сборе, не иначе!

На склонах проглядываются маленькие тропки, по ним интересно было бы залезть наверх и полазить там. Но мы были ограничены временем, поскольку ночевать нам предстояло не здесь, а уже по дороге к следующему месту, так что Марс это хорошо, но пришла пора потихоньку выбираться.

Настоящие краски осени

На обратном пути сама природа нам подыграла, принеся снежное облако, которое хорошо вписалось в задний план. При этом на переднем плане всё ещё оставалось солнце. Почаще бы так.

Горы Марса накрывает стихия
Виды похожи, но вся суть кроется в деталях

После «Марса» мы сели на наши велики, и поехали обратно в Чаган-Узун, чтобы перекусить и попить чаю перед дорогой в местном лесу. Предстояла долгая и непростая дорога, хоть и по асфальту, но с горками, постоянно проезжающими близко машинами, и встречным ветром. Но это уже тема следующей главы.