Юго-восточный берег Ольхона

Идея исследовать озеро Байкал на байдарках витала в воздухе уже довольно давно. Мало кто догадывается о том, что большая часть интересных мест на самом деле скрыта от людских глаз, поскольку мимо них либо провозят на скоростных судах без возможности остановки, либо они спрятались где-то внизу за обрывами скал, куда автомобильные и пешие дороги уже не могут быть проложены из-за крутизны склонов и труднопроходимости мест. Именно такие укромные уголки природы можно увидеть либо с вертолёта, либо с воды. Первый способ оставим богатым, у которых свои причуды, а вот второй вариант - это уже по нашей части.

Среди моих знакомых и всех, кому я рассказывал про свои путешествия в эти края, у большинства Байкал ассоциируется с островом Ольхон. И это неудивительно: раскрученный "бренд", с подведённой асфальтированной дорогой, постоянным электричеством, связью и Интернетом - что ещё средний обыватель выберет для отдыха, как не островок цивилизации посреди дикой природы. Но дикость тут весьма условная, да и цивилизацией не сильно здесь пахнет. Развитая дорожная сеть на острове отсутствует - капитальная дорога идёт лишь до Хужира, являющегося местным центром цивилизации. Дальше лишь грунтовки. 

И тем не менее, именно Ольхон притягивает наибольшее количество туристов. Тому есть несколько причин. Помимо "брендовости", здесь между островом и материковой частью расположился пролив Малое море, в котором вода на несколько градусов теплее, чем в остальных частях озера. А вот "задняя" часть острова всегда была вне пределов транспортной доступности, ибо сюда не заходят катера и на ту сторону почти нигде нет автомобильных подъездов. Это-то и зацепило нас, когда мы планировали маршрут: побывать там, куда не ступает нога обычного туриста, решившегося сюда приехать. Конечно, это я немного преувеличиваю: на Байкале в принципе на западном берегу нигде нет по-настоящему диких мест, люди всюду успели пройти, а кто-то даже проехать. Что же касается Ольхона, причина тому - крутые скалы, мешающие постройке инфраструктуры. Западный же берег острова пологий, поэтому там уже давно люди обосновались.

Сам по себе Ольхон неболшой: протяжённость границ составляет около 200 километров, из которых мы проплыли 90 километров, расстояние между самыми двумя дальними точками 72 километра, ширина в самой широкой части 14 километров. Самая высокая точка на острове находится на мысе Ижимей и составляет 1274 метра над уровнем моря, это как раз на восточном берегу. Примерно через 5 километров от берега в этих местах глубина озера составляет уже 1000 метров. На половине этого расстояния - порядка 250 метров. С цифрами будет проще понять примерные масштабы тем, кто здесь ещё не был и только планирует побывать. 

Главный населённый пункт на Ольхоне - Хужир. Есть ещё несколько посёлков, менее значимых - Ялга, Малый Хужир, Харанцы, Халгай, и все они на западном побережье. На восточном же побережье нет ни единого населённого пункта. Если кому-то захочется купить продуктов или воспользоваться мобильной связью, придётся подниматься наверх и идти с десяток километров до западного берега и ближайшего населённого пункта, при наличии оного - не во всех частях даже западного берега есть населённые пункты. За сим про западный берег говорить больше не будем, ибо сказать о нём особо нечего, ведь я там был лишь проездом во время переправы с острова на материк в 2013 году. Кому всё-таки интересна одна из главных достопримечательностей Ольхона - скала "Шаманка", может перейти по соответствующей ссылке. Мы же продолжим теперь фокусироваться лишь на восточном берегу, поскольку целью поездки было именно исследование этого берега.

Вспоминая цифры, которые я приводил парой абзацев выше, понимаешь, что Ольхон не такой уж и большой, как может показаться на первый взгляд. Здесь вполне реально сделать пеший поход и пройти его с рюкзаком за спиной, в этом есть свои плюсы. Однако пройдёшь там не везде, и наличие байдарки было нашей козырной картой. Ради только 90 километров устраивать отдельную поездку особого смысла не было, особенно с учётом того, что приходилось везди помимо обычной снаряги ещё и байдарку, которая немало весит и за которую в самолёте всегда приходится доплачивать, так как она не вписывается ни в один стандарт норм провоза багажа. Поэтому маршрут был чуть более растянутый и начинался от уже небезызвестной бухты Крестовой, а заканчивался на мысе Хадарта - про оба места я подробно рассказывал в предыдущих отчётах. Во всяком случае, про Крестовую уж точно.

Ближайшее по маршруту от Крестовой первое интересное место - скала Саган-Заба. Скажу честно, петроглифов (это такие наскальные рисунки древние) я так и не увидел, но говорят, что они есть. Но и без них сама по себе скала необычная. Если смотреть на весь ансамбль вместе с соседними скалами, виден чёткий переход от зелёной части склона к белой - у Серёги подобное фото есть, надеюсь, что выложит. В остальном это большая белая обособленная скала сложной формы, с красными вкраплениями, с пологой долиной и рядом достопримечательностей на вершине, которые мы в этот раз решили обойти стороной за неимением времени и плохим прямым полуденным светом для съёмки. В прошлой части подобные кадры я делал, решил переснять. Какой вариант лучше, предстоит решить вам.

От Саган-Забы идут несколько бухточек, в каждую из которых сверху приходит автодорога. А потому на берегу много машин, палаток и мусора, и эти места мы просто проплыли мимо. В целом тот берег уже был подробно исследован ранее, поэтому описывать детали не буду, тем более что в предыдущих частях это уже всё есть. До мыса Орсо продолжает идти степная зона, в которой цвет скал меняется от зеленоватых и светло-серых до буро-коричневых и красновато-оранжевых. Между основной частью Тажеранских степей и участками после Саган-Забы находится долина реки Анга.

У самого подхода к долине в открытой части Байкала расположился ряд интересных скал останцового вида, которые как бы выпирают сквозь зелёные овраги и лужайки. Причём видно, как на расстоянии от долины склоны ещё совсем каменные, жёлто-серого цвета, без намёка на растительности. С приближением реки они как бы зеленеют, а у самого начала долины Анги там даже в оврагах появляется плотная растительность. В самой Анге рядовая каркасная байдарка едва проходит, норовясь сесть на мель, да и огромное количество поворотов русла и лабиринтов в дельте реки не добавляет боевого духа, а скорее является психологическим испытанием на стойкость: казалось бы, вон там уже место стоянки, хорошо видно товарищей, словно до них рукой подать, а на самом деле нужно ещё проплыть километр-другой. 

Скалы на подходе к долине Агни

За Ангой продолжается степная зона, и идёт она так до самого Ольхона и некоторое расстояние по берегу материка. Большинство бухточек и оврагов имеют подъезды по дорогам, и лишь самые крутые остаются дикими. Почти в каждой такой бухте есть кострищи, свидетельствующие об остановках рыбаков и туристов-водников. Как-то так получилось, что с самой Анги я вам не покажу ни одной фотки, ибо их просто нет. В целом реку мы в этот раз не исследовали, а заплывали туда лишь ради ночёвки. Исследованию посвятим следующие походы. 

За Ангой продолжаются степные скалы и небезызвестная бухта Ая, застроенная частными домами, поэтому туда даже уже не очень-то хочется заходить. А вот дальше склоны начинаются более дикие, хотя ещё и не настолько дикие, как на обратной стороне Ольхона. Дороги спускаются почти в каждую долину, даже в долины с относительно крутыми склонами. Такие дороги издалека выглядят вертикальными полосами, и кажется, будто ни одна машина по такой не проедет. Однако проезжают как-то, причём не только легковушки, но и небольшие грузовички.

Вдали еле виден мыс Орсо - мы его уже проплыли к этому моменту. Однако ему было посвящено отдельное утреннее плавание по рассветному солнцу

Вверху продолжаются Тажеранские степи, и идут они до самого мыса Орсо, который на данном участке от Анги и до Ольхонских ворот является ключевой достопримечательностью. Возле Орсо начинаются "зубчатые" скалы с характерными ромбовидными вырезами. Причём, что интересно, треугольные формы тут имеет всё: и сама скала, и её "зубы", и гроты внизу. В общем, она того стоила, чтобы рядом с ней задержаться и сделать крюк туда по утреннему свету. От Орсо до Ольхонских ворот смотреть уже почти нечего. Вверху на скалах уже начинается лес, а сами скалы здесь теряют высоту.

В открытом "море" нас застал туман, добавив суровости снимкам
Отражения были темой дня
Наконец-то удалось его нормально снять впервые за все наши посещения Байкала. В прочие времена мы тут бывали уже после полудня, когда свет уже не самый выгодный для фотографии
Мы Орсо остаётся позади, ну а мы двигаемся дальше по маршруту в направлении Ольхона

Ольхонские ворота - чисто символическое название, на самом деле никаких ворот там нет. Сами концы скал смотрятся немного убого. Ширина ворот примерно 2 километра 300 метров, причём это не самая узкая часть пролива, самая узкая примерно на километр меньше. Для паромной переправы было выбрано другое место, не в самой узкой части, а по соображениям близости к дороге, которую удобнее было прокладывать в более широкой части. Через ворота ходят почти все суда, курсирующие по Байкалу. Нерасторопный байдарочник может случайно попасть под днище какого-нибудь катера или "Кометы", если не будет внимателен. Однако одно лишь внимание не всегда спасает.

Туманы на обратном берегу острова - частое явление

На восточном берегу Ольхона часто возникают шторма и туманы. Последние могут зацеплять и материк, что было и в этот раз, так что ворота мы проплыли мимо незамеченными. Обычно все заходят внутрь ворот, а мы просто прошли параллельно им от одного края до другого, а затем двинулись уже вдоль восточного побережья острова. Высота скал с отдалением от ворот стала резко возрастать, а через некоторое время на склонах появился и лес.

Туман начал рассеиваться лишь перед самым закатом

Более всего поражает "дикость" этих мест. В сравнении с остальными частями Байкала, во всяком случае, не беря в расчёт восточный материковый берег, здесь в разы чаще встречается нерпа. Вода здесь более чистая, причём настолько, что можно вынимать бутылку, забирать её прямо из озера на ходу и сразу пить без кипячения и любой другой обработки. Встречаются, конечно, странности: иной раз на водной глади сидит большое скопление птиц. Завидев их, лучше обойти место стороной и воду оттуда не зачёрпывать: раз они сидят, там плавает какая-то органика на поверхности. О том, что именно за органика, остаётся лишь догадываться.

Пейзажи вдоль восточного берега Ольхона чем-то напоминают скалы вдоль Кругобайкальской железной дороги: такие же крутые скалы с лесом наверху, с встречающимися скальными выпадами, сыпучими оврагами и лужайками. Поначалу берег спускается к воде в основном плавно, с небольшими пляжиками на постоянном протяжении. Палатку здесь поставишь разве что в небольших бухтах, коих тут не очень много - расстояние между некоторыми с десяток километров. Но если приспичит причалить, выйти можно будет. 

А вот дальше уже, ближе к середине восточного берега, где его сторона идёт параллельно восточному берегу материковой части Байкала, гораздо больше мест для остановок, ведь там берег идёт к воде под более пологим уклоном, а затем резко обрывается. Как раз на краю обрыва находятся более-менее ровные места для расстановки лагеря. При этом большая часть мест оборудована то ли случайными туристами, то ли самим нацпарком. С дровами проблем тоже нет, лес рядом.

Иван-чай
Какие-то синие цветы
Лилия халцедонская

Про растительность и животный мир хотел бы написать, но я в этом не специалист. Цветы здесь растут такие же, как и везде на Байкале. Что касается животного мира, то здесь нерпы встречаются гораздо чаще. Остальные звери попрятались и не показывались нам, хотя здесь они тоже точно есть. Тут с одним из наших товарищей произошёл забавный для нас и не очень забавный для него случай. Когда разгружали байдарки, он нерасторопно оставил один свой кроссовок на берегу, причём достаточно далеко от воды. На следующий день утром кроссовка уже не было. Искали несколько человек, искали дотошно. Видимо, утащила лиса или кто-нибудь ещё.

Здесь тоже встречаются гроты

Самые крутые скалы начинаются километров за 20 до конечной точки восточного берега - мыса Хобой. На этот мыс поверху идут дороги, поэтому добираются до него все, кому не лень, и делают фотки, на которых только синева воды открытого Байкала. Или, что ещё лучше, селфи на таком однородном фоне. Что ж, каждая фотография имеет право на жизнь, и такая тоже. В этот раз остров заполонили китайцы, и мыс Хобой был не исключением. 

Стоило только нам заплыть за этот мыс, как мы оказались на западном берегу. И с этого момента места резко перестали быть дикими: навстречу пошли катера, байдарочники, прогулочные суда, а в каждой бухте кто-то обязательно был. Оставалось только одно. Нужно было принять решение о том, когда пересекать Малое море - сегодня вечером или завтра утром, а ведь это 14 километров по открытому Байкалу без гидрокостюмов и возможности спасения. Перешли сегодня успешно. А завтра утром уже начался шторм, длившийся два дня. Главное, всё делать вовремя. И да, вовремя принять правильное решение.

Крутые скалы в конце обратной части острова
Посёлок Узуры. Здесь же располагается одноимённая метеостанция
Вдали уже виднеется мыс Хобой - самая крайняя точка Ольхона в открытом Байкале

Оставшаяся часть исследования была посвящена уже западному берегу, частично осмотренному в прошлых поездках, поэтому здесь буду краток. Несколько снимков были сделаны по ухудшавшейся погоде, да и сама эта погода нам настроение подпортила немного. Но экипажи байдарок всё равно не пали духом. Под дождём, метровыми волнами и сильным ветром, мы доплыли, покуда хватало сил тереть стихию.

На косе расположился кордон нацпарка
Через минуту после этого кадра нас накроет дождём, который уже до конца дня не прекратится
Остров Борга-Даган
Остров Ольтрек (Боракчин)

Из-за погоды многое проплыли мимо и без фотовылазок. Так что теперь есть повод сюда снова вернуться. Что мы и сделаем обязательно когда-нибудь!

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.