Антон (an_2) wrote,
Антон
an_2

Ленская труба - 2016. Выход в "море"

Всё сложнее и сложнее становится рассказывать вам эту историю, ибо о чём расскажешь про те моменты, когда плывёшь километры и километры на байдарке от одной точки маршрута к другой… Пусть всё рассказывают фотографии, ведь для этого они и делались, и ради них вся поездка и затевалась. Конечно, и ради ощущений тоже, которые фотографиями не всегда можно передать. Тут мы вплотную подходим к моменту, когда техническая часть экспедиции заканчивается, и начинается, собственно, основная её часть – исследовательская. Начинается непосредственно сам маршрут, сам сплав на байдарке по Лене.

Утром проснулись мы не так рано, как хотелось бы, ибо сказался поздний отбой. Солнце стояло уже высоко, хоть это было ещё и утро. Серёга всё торопился поскорее закончить все приготовления и сборы лагеря, и поскорее выйти, и его можно было понять – солнце грозилось в скором времени перестать освещать левый по нашему пути берег. Не самое лучшее настроение у моего друга было ещё и из-за недавно полученной лёгкой простуды после вчерашней поездки на катере. Начали раздербанивать мою аптечку, которая была сейчас очень кстати.

Между тем, небо почти полностью расчистилось от каких бы то ни было облаков. Стало быть, погода здесь всё же бывает! Эта мысль вдохновляла и мотивировала ускорить сборы, чтобы не медлить с выходом в «море». Река Лена с её большими волнами, огромными расстояниями и внушительной шириной, сравнивалась не иначе как с морем, и ни с чем иным. Поскольку байдарка была собрана ещё вчера, нам оставалось лишь вынести её к воде и погрузить наши вещи. В скором времени у нас было уже всё собрано, и мы отплыли.

Первые километры было ощущение непривычности: всё же сплав по Кенгдею не таких масштабов, не те расстояния до берегов и не те волны. Кстати, последние пока были небольшими, они вырастут позже. Течение реки нам помогало, но оценить его скорость и потенциал мы пока не могли. По левую сторону от нас начались круто опускавшиеся в воду скалы с характерной вертикальной структурой, словно вросшие в землю гигантские когти какого-нибудь мифического монстра. А наверху зелёный лес вперемешку с кустарником, создававший определённый уровень уюта. Как никак, сейчас это была самая южная точка нашего маршрута, и с каждым последующим километрам мы уплывали всё севернее и севернее. Так что, пока можно было насладиться лесом впрок.

Верх скал порос кустарником и лесом, а на дальнем плане видны горы Туора-Сис, которые подходят к Лене лишь в этом месте

Тем временем, устье Лены начало поворачивать, и левый берег перестал освещаться солнцем, поэтому смысла плыть рядом с ним сейчас уже не было. На противоположном берегу впереди находилось устье реки Чубукалах – первой горной речки на нашем маршруте, впадавшей в Лену. Подобных речек впереди будет ещё много, и у самых интересных из них мы будем делать остановки. А пока что нам нужно было поменять курс, взяв теперь уже чуть правее. Серёга, как опытный рулевой и штурман, очень точно рассчитал своим глазомером и интуицией угол сноса и направление, которое нам надо выдерживать. И мы поплыли навстречу нашим первым большим волнам.

Последние не заставили себя долго ждать. Стоило нам отплыть хоть немного в сторону центра реки, как тотчас же задул сильный ветер. Ленская труба на то и труба, чтобы ветер в ней дул, а такой ветер не может не нагнать волн, тем более что у них есть огромное пространство для того, чтобы набрать силу и мощь, и как следует разогнаться. Сначала высота волн всё увеличивалась и увеличивалась, а потом уже стали появляться и барашки – признак того, что волна уже не в состоянии сама держать всю массу воды без сваливания «лишней» части, которая, при неудачном стечении обстоятельств, может захлестнуть байдарку. Мы с Серёгой на время переплывания на другой берег убрали свои фотокамеры подальше от брызг. Да и снимать со середины реки, шириной в пару километров, было особо нечего.

По мере того, как мы переплывали, нас ещё и сносило вперёд, но наш расчёт точки причаливания был предельно точен. Выйдя на землю и ощутив твердь под ногами, стало спокойнее и увереннее на душе. Как никак, первый этап и первое «плечо» от точки к точке. Можно сказать, что он прошёл успешно. Тут к месту вспоминается поговорка «как корабль назовёшь, так он и поплывёт». В общем, стоит надеяться на лучшее, но и расслабляться тоже не стоит пока. Да и потом тоже не стоит. Оттащив байдарку подальше от края берега, мы положили её на камни. Впереди уже слышался шум течения быстрой горной речки с её порогами и перекатами, хоть и миниатюрными в этом месте. Слева от нас вдали остался уже теневой берег, вдоль которого мы ещё недавно плыли. В устье Чубукалаха начинался обрыв предгорий Туора-Сис, к которым мы твёрдо решили сходить с целью хотя бы поверхностного исследования.

На самом берегу тоже было что поснимать. Аккуратно выложенные полосы из камней, словно человеком, были сделаны самой природой: Лена своими волнами прибоя аккуратно расположила каждый камешек этой прибрежной гальки, чтобы подарить нам эти красивые линии и формы. Иному может показаться, будто это следы от проехавшей машины. Но сразу отмечу – никакая машина здесь ни за что не проедет. Здесь машин и нет в этих краях, даже вездеходы сюда не добираются. Только водный транспорт. И только лишь водный. Сделав несколько кадров на берегу, мы пошли вдоль Чубукалаха к предгорьям в поисках новых пейзажных сюжетов.

Место слияния Чубукалаха и Лены. Линии из камней сформированы волнами прибоя

На обрыв мы так и не залезли. К тому времени, пока мы сюда добирались, пока снимали на берегу линии, оставленные волнами прибоя, солнце скрылось за огромной тучей, лишившей нас последней надежды на какое-либо удачное освещение. Пришлось довольствоваться тем, что есть, и снять хотя бы вид долины реки. Внутри долины, на удивление, оказалось живенько: много цветов, большой простор, рельефные склоны с растущим на них лесом, и конечно, бесчисленное множество комаров, следовавших всюду за нами по пятам. Был вдалеке обнадёживающий просвет, который должен был сюда прийти по нашим прикидкам через пару часов. Столько времени у нас на этот участок не было заложено, и мы пошли обратно к байдарке. На прощанье решил снять Туора-Сис покрупнее и в тот момент, когда на какие-то секунды они оказались освещены солнцем. Потом они вновь скрылись под тенью всё той же тучи, не предвещавшей нам здесь продолжение съёмки. Нам оставалось лишь погрузиться в байдарку с грустными мыслями и продолжить путь к новым неисследованным местам.

Долина Чубукалаха. Вдалеке виден синий просвет в облаках, но он сюда придёт ещё очень нескоро

Горы Туора-Сис наконец-то стали освещены солнцем. Но лишь ими всё и ограничилось

Отчалив от берега, мы повернули нос нашей байдарки в направлении устья реки Эекит, следующей реки, впадающей в Лену на западном берегу, то есть левом берегу по ходу движения. И вновь нам предстояло переплыть Лену. Как нам здесь говорили местные, река здесь каждый год берёт своё, раз в год обязательно кто-нибудь здесь погибает, так что при пересечении с одного берега на другой нужно быть предельно внимательными и готовыми ко всему. Вот и сейчас мы постоянно контролировали ситуацию, чтобы лодку ненароком не перевернуло очередной шальной волной. В этот раз волны были гораздо меньше, так что путь до Эекита прошёл спокойно и гладко.

На Эеките уже не было ощущения таких просторов, ибо здесь долина реки более компактная и скалы вдоль Лены прилегают к берегу практически вплотную, оставляя для пляжа совсем немного пространства. Конечно, всё относительно – не так уж и немного, но всё равно прибрежная полоса начинает забирать вверх буквально с первых метров тверди под ногами. Кстати сказать, в этот раз это была не такая уж и твердь. А местами совсем даже не твердь. Наступаешь ты неловким движением ногой в определённое место, и начинает уходить вниз нога твоя, зарываясь в тянучую субстанцию коричневатого цвета, похожую то ли на мокрый песок, то ли на грязь, или нечто среднее. Такая субстанция была, в основном, вдоль берега, так что вылезать на него приходилось осторожно. Сделав несколько кадров с южного берега Эекита, мы переплыли на северный, и там виды уже открылись поинтереснее, а главное – по солнцу. Удивительно: пока мы плыли, туча успела куда-то пропасть, и погода резко улучшилась, подарив нам синее небо над головой и желанный солнечный свет.

Граница между разными уровнями песка. Выше по склону тоже есть уровни, но они менее чёткие и ярко выраженные

Берег плавно набирает высоту

Цветение сейчас в самом разраге. Вдали уже видно устье Чонкогора

Серёга ушёл покорять горы, держа путь на самый верх, а я сначала решил прогуляться на половину высоты склона, потом спустился и прошёлся по «затягивающей» местности. Был соблазн сделать кадр с нижним ракурсом от береговой линии. Но, однажды зайдя в эту грязевую «трясину», я долго боролся с землёй, и с большим трудом выбрался оттуда, бросив эту дурацкую затею. Потом прошёлся немного по берегу за поворотом скалы, но там ничего интересного не оказалось – ещё бы, ведь та часть берега была уже в тени. Пока друг возвращался, я успел поесть немного «кешью». Теперь, когда желанные кадры были сделаны, можно было плыть дальше. Ведь день ещё не закончился, а впереди были ещё устья впадавших в Лену речек.

Вид примерно со середины высоты склона, внизу видно место впадения Эекита в Лену и тот самый треугольник с коричневым песком, который затягивает, как болотная трясина

Следующее устье на нашем пути – устье реки Чонкогор. Оно было почти сразу же за Эекитом, и отсюда его было уже хорошо видно. Путь на байдарке вдоль длинного, почти прямого теневого берега, ничего особо не запомнился. Чонкогор был ещё меньше по размеру, таким образом, каждая последующая речка была меньше предыдущей. На этот раз мы заплыли прям в устье реки на байдарке, сколько смогли, пока не упёрлись в камни. Глубина здесь резко падала. Из приятных моментов было то, что затягивающей грязи здесь уже не было, и мы могли выходить спокойно. Здесь, кроме как лезть на ближайшую гору, было особо нечего делать. Мне этот подъём запомнился надолго, сильно измотав меня физически и морально. Казалось бы, ничего сложного, но именно эта гора далась непросто. Может, дело в надоедливых комарах, из-за которых пришлось даже воспользоваться накомарником и подниматься только в нём, может акклиматизация, хотя она давно должна была уже пройти, не знаю. Даже ракурсы для фотографий я высматривал через сетку накомарника. В конце концов, дойдя до верха, я был не в лучшем расположении духа. Вид оттуда был неплохой, но больше информационный, нежели художественный. Чтобы хоть как-то можно было оценить масштабность Лены и огромную ширину её бескрайних берегов.

Видно, как Лена расширяется и поворачивает. Ещё утром мы были за самой дальней скалой. Небо почти полностью расчистилось, но солнце опустилось довольно низко, оставляя большую часть скал нашего берега в тени

В конце концов, мы спустились, и отчалили крайний раз за сегодняшний день, чтобы причалить теперь уже на месте нашей стоянки, первой промежуточной стоянке на маршруте. Её мы запланировали в устье реки Некюлях. В этом устье пространства уже было чуть побольше, но вновь появилась грязь вдоль берегов, хоть уже и не в таких количествах. Разгрузку это, конечно, осложнило, но после нескольких ходок от байдарки к месту лагеря мы уже привыкли. После разгрузки вещей, я занялся костром, а Серёга – установкой палатки. По-прежнему было ещё непривычно, что вечером ещё светло, хотя солнце уже на несколько градусов опустилось вниз, что сразу же отразилось на температуре воздуха. Пришлось резко утепляться. Как всегда, переодевался я на открытом воздухе, так что пришлось одновременно и переодеваться, и закаляться.

В целом, сегодняшний день можно было назвать успешным: пройдено 23-24 километра и отснято больше двух плёнок, при этом с байдаркой всё хорошо, пока никаких протечек и сюрпризов. Хотя, после транспортировки в катере, можно было ожидать чего угодно. Место, где мы встали, было живописным: возвышение над устьем, всё покрытое хвощем и кое-где маленькими жёлтыми цветами. Дальше вид на обрывающийся берег, прибрежную полосу и широкую Лену с далёкими пологими горами на заднем плане. Завтра здесь уже будет другой свет, и надо будет поснимать. Серёга ставит будильник на 4 часа утра, солнце тут поднимается довольно рано. Хотя, оно и не опускается в общем-то, просто ночью оно светит чуть более косыми лучами, чем обычно.

С похолоданием резко исчезли и комары, а на хвоще выпала роса, что сразу отразилось на сухости ног. У меня ещё до поездки были сомнения: брать или не брать болотные сапоги. Теперь уже в ответе на этот вопрос я точно был уверен. Пока мы ужинали, издалека появился какой-то звук мотора. Всякие звуки моторов со стороны реки бывали и раньше, ведь рыбацких лодок туда-сюда за день проплывает обычно несколько штук, может даже, одних и тех же. Но в этот раз звук становился громче. Когда звук достиг максимальной громкости, мотор внезапно заглушили, и мы услышали какие-то разговоры и посторонние шумы. Сюда приехали рыбаки, наверное, за своими сетями. За рельефом нашего возвышения мы их так и не увидели, и они потом бесшумно от нас уплыли.

Так закончился первый день нашего сплава. Я полез в палатку, надеясь на то, что завтра хорошая погода сохранится. Вытащив батарейку из камеры, я её засунул в карман флиса, чтобы ночью она лежала всё время в тепле, вот такие холода приходят ночью при ясном небе. Перед сном Серёга позвонил Даше, своей жене, и после разговора с ней его настроение улучшилось. И он тоже лёг спать.

<< Предыдущая часть | Следующая часть >>

Tags: Ленская труба 2016, Путешествия, Якутия

Posts from This Journal “Ленская труба 2016” Tag

• Ленская труба - 2016. Обратная дорога

Тит-Ары спал. Я проснулся, когда Серёга уже ушёл разведывать местный лес. Так лень было вставать в этот дубак без печки, что я решил…

• Ленская труба - 2016. Тит-Ары

Шёл уже двенадцатый день экспедиции и восьмой день водного маршрута, последний для сплава, после которого последующие дни будут уже чисто…

• Ленская труба - 2016. Избушка

Утром следующего дня мы получили подарок от самой природы: всего на короткое мгновенье выглянуло солнце, осветив большую часть гребёнок,…