Антон (an_2) wrote,
an_2

Байкал. Тажеранская степь

Тажеранская степь

То, что я увидел, повергло меня в шок. Каким-то неведомым образом багажник просел на несколько сантиметров, и крыло уже касалось покрышки заднего колеса! Я ещё столкнусь с точно такой же ситуацией на Приполярном Урале, но тогда я об этом ничего ещё не знал, и сталкивался впервые. Ситуация, когда велосипед - твой единственный транспорт, и этот транспорт вдруг ломается посреди бескрайней степи - не самая приятная. Но она случилась, и сейчас надо было что-то со всем этим делать.

[Исследованный участок на карте]

Исследованный участок на карте:

У Серёги в этом больший опыт, и подобная поломка в его практике уже случалась, поэтому, в каком-то смысле мне повезло, что у нас было готовое решение проблемы. Но решение - это полбеды, нужно ещё найти материалы для ремонта. А в степи всё равно что в пустыне, ничего нет вокруг. Нужно было найти хотя бы одно дерево, чтобы из него сделать подпирающие палки, которые возьмут основную часть нагрузки багажника на себя. Как мы там нашли одно единственное дерево, до сих пор понять не могу, но мы его нашли. Вскоре я ехал уже с самодельной конструкцией из палок, привязанных намертво верёвками везде, где только можно привязать, чтобы во всех направлениях палки стояли жёстко.

Тажеранская степь поистине уникальна. Находится она в горах прямо по соседству с берегом Байкала, на относительно небольшом по протяжённости участке. Здесь вам не встретится почти никакая растительность, зато будет попадаться немало солёных озёр. У каждого озера разная степень минерализации воды, где-то больше, где-то меньше. Какие-то из них пересохли совсем. Некоторые озёра без названий, поэтому в рассказе будем придерживаться нумерации, начиная от дороги из бухты Ая и до нашего выезда из границ степи ближе уже к Малому Морю.

Путь к первому озеру, у которого было название Намиш-Нур, был долгим и изнурительным. Наверное, сказалось психологическое давление поломки моего багажника. Дороги закончились, даже грунтовые, и мы уже ехали прямо по степной траве, периодически сверяясь с картами и выдерживая нужное направление. Солнце уже больше не появлялось в просветах, небо затянуло полностью, а над дальними горами, которые были уже где-то в районе Хадарты, нависли грозные чёрные тучи, в которых стали посверкивать молнии.

Мы перевалили через холм, и за ним показалось первое солёное озеро. Вскоре началась коровья тропа, облегчившая нам путь. Самих коров не было - видимо, только по утрам пасутся. Озеро со всех сторон было окружено невысокими холмами. На одном из них стоял домик, похожий на дом пастуха. Впрочем, местность выглядела абсолютно необитаемой, а домик - безжизненным.

Коровья тропа, ведущая к озеру

Стихия сейчас где-то над Хадартой...

Локальная полоса из белых камней на берегу на переднем плане

У озера мы и расположились на ночлег. Вода была солоновата, но вроде пригодная для питья, хотя, местами у берега между камнями скапливалось много пены, не выглядевшей аппетитно. На стоянке я ещё раз осмотрел конструкцию под багажником, которую мы сделали - на вид надёжная, да и ничего пока не вывалилось, хотя мы на спуске по коровьей тропе неплохо "поддавали". Гроза над дальними горами всё продолжалась, и мы поспешили с расстановкой лагеря. Но удача подвернулась нам, и дождь решил пойти дальше своей дорогой, оставив нас отдыхать от насыщенного приключениями дня. Ночью я попробовал сходить на ночную съёмку с лунной дорожкой на озере, но, то ли разучился, то ли настроения не было - ничего дельного не вышло.

Утром после солёной воды мы выжили, и это уже радовало. Велосипеды ехали исправно, солнце грело нам спину и заливало всё вокруг ярким светом, от которого поднималось настроение. Вчерашние проблемы ушли куда-то на второй план, будто их и не было. Лишь однажды они напомнили о себе, когда на каком-то камне заднее колесо сильно подскочило, и одна из палок вылетела, но это был единственный случай.

А между тем, мы двигались в сторону второго озера, потом третьего, потом четвёртого... Все они были уже пересохшими, по размеру гораздо меньшими, чем первое, но всё равно отчётливо выделялись среди местности. И вот на подходе к озеру Цыган-Тырм, которое было четвёртым по порядку, случилось кое-что интересное.

Полосатые склоны

Второе солёное озеро, почти пересохшее

Полностью пересохшее третье озеро

Из-за камней и травы показались головы, а потом и тела довольно крупных птиц. По мере приближения к ним вырисовывались детали: структура перьев, глаза, клюв. Это оказались орлы, наверное, степные – в орнитологии я не силён, а потому точный подвид сказать не смогу. Как только они нас заметили, один за другим орлы начали взмывать в небо и кружить над озером. Воспользовавшись этим, я поменял объектив на телевик и стал выжидать нужный момент, пока Серёга убежал снимать пейзажи с озером.

Разборки между собой

Победитель может быть лишь один

По мере того, как я подходил ближе к озеру, пролёты орлов становились всё более агрессивными. Кружили они, подчас, прямо у меня над головой, хоть и на большой высоте. Мне оставалось лишь занять точку и ждать, пока не случится чудо. К моему удивлению, оно случилось: два орла затеяли междусобойные разборки за кусок добычи, и в полёте один перевернулся вверх лапами. Именно этот кадр и остался потом из серии.

Мраморные сыпухи

На самом же деле, конечно, никакие они не мраморные, и мрамором там не пахнет. Но Серёга именно так их назвал, да и мне название приглянулось, так что будем называть их так же. Когда мы проплывали эти края в 2013-м на «Баргузине», Серёга заприметил на скалах широкие вертикальные полосы, выглядевшие как минеральные отложения. Они очень контрастно выделялись на фоне скалы, и уже тогда было решено эти места подробнее осмотреть.

После успешной фотоохоты на орлов, окрылённые сделанными кадрами, мы двинулись теперь в поисках пищи натуральной, а не духовной. Выехав на дорогу, мы покатили свои велосипеды по жаркому асфальту пустынной прямой дороги, будто в американских фильмах про дикий Запад. Магазинчик у обочины выглядел почти из той же серии. Добрая продавщица, бурятка по чертам лица, предложила замороженные буузы – мы решили не брать. Они готовят еду прямо при клиентах обычно, а нам надо было взять что-нибудь с собой. Никакой тушёнки, конечно же, там не оказалось. И мы поехали дальше.

До мраморных сыпух путь был неблизкий. Просторы казались безграничными, а озера не было видно за стенами гор – нужно было подъехать ближе к краю. Несколько раз мы останавливались для сверки с картой, но дорога предательски далеко от берега шла. Сейчас мы ехали по верхам и пытались найти удобное место для подъезда.

Карта не соврала, и мы бросили велики у одного из оврагов. Овраг был на той стороне горы, на которую мы полезли пешком. Несколько сотен тяжких шагов вверх, и вот, вновь открылся перед нами Байкал. Палящее солнце слепило прямо в глаза со стороны противоположного берега, и дальние детали были практически неразличимы в чрезмерном контрасте.

Потом ещё несколько километров езды по однообразным пустынным пейзажам. Встретились какие-то домики, с одной стороны вроде необитаемые, но и не выглядевшие заброшенными – наоборот, будто кто-то недавно их купил и начал делать ремонт. Тут друг ещё раз поглядел карту и сказал: «вот здесь наше место, сворачиваем». И мы съехали с дороги, покатившись прямо по степной траве.

По траве ехать было гораздо труднее, сильное сопротивление забирало энергию. Но так уж вышло, что дорогу никто не проложил. Вскоре мы увидели озеро Байкал. Свет уже не был столь контрастным – вечерело. Мы оставили велики на склоне и спустились в живописную бухту, где сделали несколько кадров. Тут же рядом были и сами сыпухи. Надо сказать, вблизи они ничего интересного из себя не представляли. Лишь издалека они смотрелись красиво. Зато теперь можно было определённо сказать – никакой это был не мрамор, а обычный известняк.

Сочетание красного, белого и синего цвета, прям патриотично

Вблизи - обычные белые камни, которые легко крошатся

Спуск крутоват

Почему сыпухи именно в этом месте, непонятно

Может, геологи скажут точнее, в чём причины этих образований именно здесь

Мыс Улан-Нур

После нескольких панорам и купания в озере мы перевели дух, поднялись обратно к велосипедам, и взяли курс на уже такую знакомую, ставшую нам практически родной, степную дорогу. Так мы ехали ещё некоторое время, пока впереди не показались какие-то строения. Это было старое заброшенное урочище, оказавшееся, тем не менее, вполне обитаемым.

На въезде висела табличка «сметана. творог», как бы зазывающая потенциальных клиентов. А мы как раз такими были – у нас заканчивалась еда, так что, решено было сегодня поужинать творогом со сметаной. Лишь бы он был. Остановившись у одного из домиков, мы окликнули хозяев. Выбежала чёрная собака и стала вокруг нас бегать, подпрыгивать и пытаться передними лапами на нас навалиться. Хозяева оказались гостеприимными людьми и продали нам творог со сметаной, пожелав счастливого пути. Только вот собака не захотела с нами прощаться, и бежала за нами до самой следующей остановки.

День подходил к концу, как и подходили к концу наши силы. Сегодня порядком наездились и налазились по горам, и самое время было сейчас отдохнуть. Дорога от урочища ответвлялась в сторону ещё одной маленькой дикой бухточки, до которой нельзя было добраться на машине, а потому бухта была непопулярной и уединённой. Мы доехали до ровной площадки, от которой скала уже круто уходила вниз.

Та самая собака, которая бежала за нами весь путь

Туман в розовом свете заката

Отсюда открывался красивый вид на Байкал. Степной пейзаж разбавляло несколько затесавшихся одиноких деревьев. Собака вносила живое разнообразие в наш сегодняшний вечер, хотя Серёга переживал, что она будет претендовать на наш творог. Прогнать её не сразу удалось, но потом всё же животное отступило, когда на него уже явно повысили голос. Завтрашний день у нас должен быть последним в Тажеранской степи. Осталось посмотреть ещё одно примечательное место.