Антон (an_2) wrote,
an_2

Байкал. От Саган-Забы до долины Анги

Дорога до Анги

На западном берегу Байкала, в сорока километрах, не доезжая до Малого Моря, в озеро впадает извилистая река Анга, берущая своё начало высоко в горах и заканчивающаяся широкой дельтой, обросшей со всех сторон зеленью, словно в оазисе. Место и вправду сильно выделяется, что с корабля, когда проплываешь его мимо, что со спутника. Но вживую она смотрится гораздо более интересно и привлекательно.

[Исследованный участок на карте]

Исследованный участок на карте:

Впервые долину Анги я увидел с борта «Баргузина», который шёл с Песчаной в сторону Хужира. Ещё тогда Серёга заприметил долину и пообещал сюда обязательно вернуться. Слово было сдержано, и два года спустя, мы отправились покорять неисследованные места на велосипедах.

Этот участок должен был быть своего рода изюминкой нашего велопохода. Причины тому простые – путь от одной достопримечательности до другой у большинства туристов проходит без возможности сделать остановку. Что там скрывается на границах склонов вдоль побережья? Что представляют собой запрятанные в лесах солёные озёра? Можно ли проехать от Крестовой до Анги по дорогам вдоль берега? Все эти вопросы оставались без ответов, пока мы сами не рискнули и не поехали.

Перед тем, как ехать в долину Анги, мы решили посмотреть ещё пару солёных озёр, запрятанных в лесу – благо, они были по пути. Одно озеро было идеально круглой формы, что ещё больше подогревало к нему интерес. Но воды в них не оказалось, и по круглому озеру мы даже смогли прогуляться. Теперь там только низкорослая трава. А вдруг это место приземления НЛО?

В общем, теперь мы уже ехали опять в сторону берега Байкала. Дорога состояла из постоянных подъёмов и спусков. Когда мы доезжали до следующей большой долины, дорога круто уходила вниз, и мы разгонялись до такой скорости, что из тормозных колодок начинал идти дым и пахло палёным.

Итак, первый залив и первая новая территория, на которой мы никогда ещё не бывали - залив Бирхин. Маленький, довольно уютный заливчик, но близость Еланцев всё равно делает своё дело. Несколько отдыхающих на своих машинах, палатки, люди, моторные лодки на берегу - всё это не способствовало уединению с природой. А посему, надолго задерживаться мы здесь не стали, и двинулись в путь дальше.

Залив Бирхин и чья-то брошенная лодка

Вся дорога состоит из сплошных перевалов

Береговая линия здесь обрывалась нависшими валунами крутой горы, через которую нам предстояло переехать в следующую долину, и так будет ещё не раз. Пыхтя и периодически делая остановки, чтобы посмотреть по сторонам и оценить фотографический потенциал окружающих видов, мы с горем пополам добрались до самого верха, откуда была видна цепочка соседних гор, хребты которых вдавались в воду.

Однако дорога вниз уводила от берега куда-то вглубь, и мы поначалу подчинились ей. Она спускалась в небольшой овраг, а потом вновь поднималась уже на следующую гору. Крутить педали на подъёме тяжело, но в тени сосен ещё пока спасаешься от жары. В конце подъёма лес отошёл от дороги, и мы вновь подставили наши головы палящему солнцу.

Пляж выглядит уютно, но нам нужно перевалить через эту гору

Проехав немного ещё по дороге, мы поняли, что она начала уже как-то совсем далеко уводить нас от берега. С одной стороны, конечно, неплохо, что мы на высоте, но всё же нам надо попасть в определённое место, а ни куда попало - целью была долина реки Анга, а эта дорога вряд ли уже нас бы к ней привела. Поэтому, ещё проехав чуть немного вперёд, мы свернули с дороги и покатили наши велосипеды перпендикулярно ей прямо по траве в сторону леса.

В лесу уже было не так жарко, но прибавилось комаров, поэтому отдыхать можно было лишь урывками. Да и отдыхать особо уже не требовалось - теперь до залива только спуск. Съезжать по тропинке это одно, а по нехоженому склону между деревьями - совсем другое. Катаясь в таких местах, приятно удивляешься, на что способен твой велосипед. Последние метры спускались почти всё время на тормозах. Наконец, деревья расступились, и перед нами открылся залив Бегул. Здесь мы решили немного передохнуть и сделать несколько фотографий. Здесь же мы "заморозили" обратно растаявшую шоколадку, опустив её ненадолго в холодную воду озера.

Панорама залива Бегул. Даже автомобилисты с палатками не испортили вид

Казалось бы, от Бегула до Анги должно было оставаться совсем чуть-чуть, но дорога коварно уходила вглубь, прибавляя к пути лишние километры горизонтального и вертикального перемещения. Подъём давался непросто, причём больше в психологическом плане, чем в физическом: берег залива и палатки были видны на протяжении всего подъёма, будто мы и не отдалялись. Но в конце подъёма они все скрылись за склоном, и дальше интересных пейзажей уже не было вплоть до самого места стоянки.

Вставать на ночлег решили, чуть не доезжая до Анги. Всё-таки уже вечерело, да и место лучше подобрать наверху, чем спускаться сразу в долину реки - внизу поснимать всегда успеем, всё равно на следующий день там поедем. Применив уже привычную практику, мы съехали опять с дороги и поехали прямо по траве склона в сторону скал, свисавших в воду. Высота гор была приличной, порядка метров шестисот, и, когда мы подъехали ближе к краю скал, вид на Байкал меня просто поразил.

Широченная и удивительно спокойная водная гладь уходила далеко-далеко на север. Солнце уже садилось, и соседние склоны и небо были освещены мягким светом. Место под палатку выбрали прямо с видом на всю эту красоту, так, что можно было вылезать из палатки и сразу фотографировать, никуда не отходя. Леса тут уже никакого не было, и еду готовили на горелке, но это нисколько не портило впечатлений от отдыха.

Ни одна гостиница мира не сможет похвастаться таким видом

Вообще, в тот вечер было немало приключений. Чего только стоило ходить за водой! Для этого надо было сначала спуститься по пологой части склона, а в самом низу лезть практически по отвесным камням, ступая в различные расщелины. Когда я набрал бутылки, при подъёме обратно одна из них выпала у меня из рук и улетела в самый низ - пришлось повторять процедуру практически заново. Лезть с наполненными бутылками по отвесным скалам не лучшая затея, но ради шикарных видов и близости следующей цели - можно.

На следующий день мы встали перед рассветом и побежали его снимать на чуть более выступавшую в воду часть скалы, но из-за облаков на горизонте фотографии не получились. Зато красиво подсвечивались отдельно висящие облака. После сборов лагеря решили, что неплохо было бы начать день с купания в Байкале. Мы в нём купались почти каждый день хотя бы по разу, и традицию нельзя было нарушать. Велики были оставлены наверху, и мы быстро сбегали туда-обратно, благо, склон был более пологий и удобный для спуска.

Утренние облака

По возвращении с купания, мы снова выехали на дорогу, которая теперь уже без остановок вела нас в долину реки Анга. Но это уже тема отдельной главы.