Антон (an_2) wrote,
Антон
an_2

Байкал. Култук - мыс Половинный


Кругобайкальская железная дорога



Мы с вами продолжаем виртуальное продвижение вперёд вдоль Байкала, по направлению с юго-востока из Бурятии через юг, огибая нижнюю часть озера в Култуке рядом со Слюдянкой, и двигаемся вдоль западного побережья в северную часть в сторону Северобайкальска. И на самом деле про КБЖД я уже успел упомянуть, поскольку начинается она ответвлением от станции Слюдянка-II. Эта железная дорога заслуживает отдельного рассказа, даже с поправкой на ту аудиторию, которая равнодушна к железным дорогам.



[Исследованный участок на карте]

Исследованный участок на карте:





Прежде всего, КБЖД интересна как исторический архитектурный памятник, так как строилась ещё до революции, в период с 1896 по 1905 года. Уникальное инженерное сооружение включает в себя 38 тоннелей, 15 каменных и 3 железобетонных галереи, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок. Раньше здесь был главный ход Транссиба. Первоначально железная дорогая была однопутная, но уже в 1911-1914 годах её сделали двухпутной. Во время строительства активно использовали труд иностранной рабочей силы, в том числе итальянцев. Одну из подпорных стенок назвали Итальянской в честь большого вклада рабочих именно этой страны.

Казалось бы, этому участку Транссиба всегда суждено быть главным и активно эксплуатироваться, но, как всегда, в ход вмешалась истрия. В начале 50-х годов на Ангаре началось строительство Иркутской ГЭС, плотина которой образовала Иркутское водохранилище, которое затопило участок Ангары от Иркутска до Байкала. Незадолго до этого, в 1947-1949 годах, была открыта новая железная дорога от Иркутска до Слюдянки по Олхинскому плато – к тому времени на смену дымящим паровозам пришли мощные тепловозы и электровозы, которые уже без труда преодолевали затяжные и крутые горные подъёмы. До 1956 года старый участок Иркутск – порт Байкал существовал как резервный ход Транссиба, а в 1956 году перед наполнением водохранилища был разобран и в том же году затоплен Иркутским морем.

Таким образом, в 1956 году железнодорожный участок вдоль Ангары от Иркутска до Байкала навсегда скрылся под водой, поезда от Иркутска до Слюдянки пошли по новому пути, а участок старой КБЖД от Слюдянки до порта Байкал стал тупиковым, потеряв стратегическое и экономическое значение. С мостов и тоннелей сняли охрану, стали уезжать люди. Дома, как правило, пускали на дрова или вывозили на другие участки дороги. Разъезды сохранили только на станциях Байкал, Маритуй и Култук.


Тоннель без второго пути


Место первой нашей ночёвки на берегу Байкала. Тепловоз тянет электричку


Встречаются самые разные формы порталов. Вот, например, яйцевидный...


...или круглый. Кстати, самый короткий тоннель на КБЖД


А то и вообще бывают футуристичные конструкции! Это галерея, не тоннель


Внутри длинных тоннелей без фонаря не проберёшься!


Прорубить "дыру" в такой огромной скале непросто


После войны инженеры оценили продолжение работ по модернизации КБЖД как нецелесообразное из-за её высокой стоимости, и стали вкладываться в развитие ещё тогда только строившегося участка Транссиба через горы. В итоге именно горный участок и стал главным ходом, а КБЖД ушла на второй план, оставшись сегодня в роли туристического объекта. В Култуке мы увидели тепловоз и поезд с тремя пассажирскими вагонами, и одним грузовым. Местные называли этот поезд «мотаня». Сегодня от «мотани» ничего не осталось – заменили на современный рельсовый автобус.


Знаменитая "мотаня"


...и её современная реинкарнация


В самом начале КБЖД ты ещё хорошо видишь противоположные берега, даже в сумерках надвигающегося вечера. Его отдалённые огни едва мерцают, жители неспешно включают свет в своих домах и тусклые фонари на огородах участков. Катера заходят обратно в свои доки, редкие шумы моторных лодок становятся ещё более редкими и тихими. Одним словом, всё засыпает. В это время дня водная гладь близка к идеальной, озеро становится огромным зеркалом, отражающим сумеречные облака. И особенно приятно отражается розово-оранжевый свет последних лучей уходящего дня, добавляющий сюрреализма в эту и без того красивую сцену.


Сумерки в облачную погоду


Небо необычного цвета


А ты идёшь всё дальше вперёд, а на соседнем берегу различается всё меньше деталей. Километровые столбики, отсчитывающие расстояние от Иркутска, остаются позади. И вот уже ни домов, ни лодок, ни поездов не видать – всё слилось воедино с горными вершинами, протянувшимися параллельно линии горизонта. А три молодых студента всё шли и считали шпалы, готовясь искать место для очередного ночлега. Между прочим, первого ночлега в своей жизни на берегу Байкала – предыдущие ночлеги были чуть в отдалении, и озера не было видно. Да, это про нас. Было дело.


Где-то там есть солнце


Одна из ночёвок, но уже не первая. Простенькая палатка на двоих вмещала трёх человек


Теперь сюда нам суждено было вернуться уже вдвоём и лишь через 7 лет. Мы должны были попасть повторно на КБЖД и раньше, в 2008-м, но тогда нам помешало землетрясение, а в 2012-м в рамках путешествия в Монголию мы решили на обратном пути сюда заскочить в перерыве между поездами. Времени на всё про всё было где-то полдня, и этим временем мы хорошо воспользовались, дойдя налегке до Ангасолки, успев слазить наверх скалы и обратно, и искупаться. Ощущения были двоякие. С одной стороны – всё такое до боли знакомое, а с другой – смотришь на всё теперь через какую-то другую призму… Очень хотелось задержаться тут подольше. Чем-то притягивает это место, и это необъяснимо.


Отвлечёмся от инженерных сооружений и вернёмся опять к природе


А по правую руку синяя водная гладь


Различные планы


Полазить по горам - благое дело


Посёлков на КБЖД немного, но они есть. Вот, например, Ангасолка


А это уже Маритуй, муниципальное образование. Местные пугали здесь медведями


Одноимённая станция


Маритуй сверху


За Ангасольским мысом вновь продолжается история 2005-го года. Идти было тяжело: неумело упакованный рюкзак всё время куда-то перекашивало, а острые предметы впивались в незащищённые бока. Пот лился ручьём. Какова же была радость сбросить рюкзак со спины, раздеться и нырнуть в озеро! Здесь я впервые попробовал интересную вещь – пить воду, в которой плаваешь. Такое можно себе позволить только на Байкале, поскольку вода здесь чистейшая. Не везде, конечно, но в целом так. Раз уж заговорил о купании…


Утро


Купаться в Байкале можно, вопреки всяким слухам и мифам о ледяной воде, но надо понимать, что вода в разных частях Байкала имеет разную температуру. Самая тёплая – в районе Малого Моря в заливе Мухор, а также у Хужира и в районе мыса Зундук. Как ни парадоксально, но на севере Байкала вода может быть иной раз даже теплее, чем на юге. В августе 2005 года вода под Северобайкальском была в районе 20 градусов, то есть сравнима с температурой вод Малого Моря. В последнем вода грязная и много туристов благодаря доступности этого места. Но о нём позже.

<< Предыдущая часть | Следующая часть >>



Tags: Байкал, Путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments