Антон (an_2) wrote,
an_2

Байкал. Мангутай - Култук

Дальше от цивилизации

Чтобы уйти от цивилизации, нужно сначала оказаться в ней, а уж её-то поначалу было в достатке. Вдоль железнодорожных линий растянулись маленькие деревеньки, базы отдыха, отдельно стоящие домики, сёла и города. По всему побережью тянутся гаражи, в которых (что бы вы подумали?), стоят не «Майбахи», а катера и моторные лодки. Судоходство довольно распространено. Рыбалка кормит местных жителей. Туризм тоже, но в меньшей степени, и слава богу, что пока туризм на Байкале не развит – озеро будет целее и чище.

[Исследованный участок на карте]

Исследованный участок на карте:

Больше всего людей на этом берегу оказалось в Слюдянке. Здесь уже останавливаются многие пассажирские поезда, сюда прибывают электрички из Иркутска – областного центра. В этом походе для меня Слюдянка была эдаким первым «погружением» в настоящую цивилизацию. Прошло всего-то несколько дней, а уже успел отвыкнуть. Заночевать решили в комнате отдыха вокзала, благо очень дёшево выходило. Кроватей было всего две, а нас трое, пришлось скидываться – кому должен достаться спальник на полу. В итоге достался он мне, и это, я считаю, очень хорошо, потому что даже в такой ситуации ты не возвращаешься обратно в свою зону комфорта.

Где-то далеко над горами идёт дождь...

Скоро мы будем идти мимо дальних гор

Кажется, дождь уносит в сторону

Нас ждал Култук. Он расположился прямо в самой нижней точке Байкала, где сходятся западное побережье с восточным. Путь к Култуку мы решили проложить через железнодорожный тоннель, где нас потом поймала охрана, заставив удалить все фото, сделанные рядом с тоннелем. Серёга так расстроился из-за отсутствия фото, что потом с горя нарисовал от руки то, что он хотел запечатлеть на свою фотокамеру.

Незадолго до злосчастного тоннеля

Водная гладь уходит вдаль на север

Одноимённая железнодорожная станция

Панорама с видом на Култук и Слюдянку

Ну а что же Митя? Про него я ещё не успел замолвить слова. А ведь Митя был неявным лидером. Он с самого начала, сев к нам в поезд в Екатеринбурге, избавил от лишнего веса, волевым решением заставив убрать все тяжёлые и ненужные вещи, коих было достаточно по неопытности. В нашей группе он всегда выделялся большим рюкзаком, или красным плащом от дождя. Но что-то я увлёкся рассказами на отвлечённые темы. Настал момент, когда история уже одним путешествием 2005-го года не обходится.

В 2008 году в районе Култука было сильное землетрясение, в котором мне «посчастливилось» поучаствовать. В среднем его сила достигала 6-7 баллов, но в Слюдянке, где мы как раз находились в этот момент, было все восемь баллов по 12-балльной шкале. Толчки повторялись три раза, в среднем по несколько секунд на каждый. Самый продолжительный по времени толчок длился секунд двадцать.

Мы стояли в магазине сувениров – уже заканчивалась наша тридцатидневная экспедиция по Дальнему Востоку, и хотелось что-то домой привезти с Байкала. Внезапно послышался гул снизу, как будто под землёй едет поезд метро. «Но какое может быть в Слюдянке метро», - мелькнуло у меня в голове, и в следующую секунду задрожали стены. Статичная картинка перед глазами стала быстро терять фокус, поскольку вместе со стенами дрожал и пол, а вместе с ним – мы, и глазам трудно было сосредоточиться на чём-либо. Со стен начали падать картины, послышался звон разлетавшихся осколков глины и стекла.

Наконец, до сознания дошло, что это именно землетрясение, и ничто иное. Я обернулся назад, дверь была открыта, я крикнул Серёге «бежим», и побежал на улицу. Оказавшись на дороге, тотчас отошёл подальше от деревьев и зданий. Серёга вышел чуть позже. Ближайший жилой кирпичный дом старой постройки ходил ходуном, будто кусок желе, с его стен на землю посыпались куски штукатурки и осколки кирпичей. Люди, оказавшиеся волей случая рядом, бежали по перекрёстку дорог врассыпную кто куда. Фонари шатались из стороны в сторону, норовя оторваться от проводов и упасть на асфальт. И вдруг внезапно всё прекратилось.

Первые минуты после землетрясения все были в шоке. Люди друг друга осматривали на предмет травм, кто-то шутил, успокаивая самого себя и окружающих. На земле лежали куски, отвалившиеся от зданий. У частных домов были разрушены печные трубы. До нас дошла информация о том, что на КБЖД произошёл обвал каменных пород, из-за чего поездка на КБЖД у нас накрылась. Движение транспорта на какое-то время было парализовано. На Транссибе встали поезда. Первые минуты никакие машины по дорогам тоже не ездили. Мы неспешно пошли на вокзал Слюдянки. Незначительные повреждения получила местная школа.

На вокзале мы сели на скамейку в ожидании электрички, хотя где-то в глубине души понимали, что это уже нереально. Как раз в этот момент случился ещё один толчок, но более слабый и более короткий. Зашатались нависшие над головой линии электропередач. С вокзала всех эвакуировали, а сам вокзал – закрыли. За зданием вокзала собрался народ, начались сплетни, слухи, мелкая паника. А мы панику не любим, поэтому мы взяли рюкзаки, и пошли обратно в сторону места предыдущей стоянки. Ночью было ощущение, что земля опять иногда кратковременно дрожала. А утром жизнь вернулась в своё привычное русло, и мы продолжили наши фотографические исследования местности.

Вид с места ночёвки. Многие отели позавидовали бы

Ночевали мы на той небольшой лесистой скале, выдающейся в воду

Рядом проходили поезда, как же без них

В день землетрясения Байкал немного штормило

Где-то тут мне всё же удалось найти камень почти идеальной сферической формы

Волны, волны...

Но в хорошую погоду вода спокойная

...И кристалльно чистая!

На участке неподалёку от нашей скалы, песчаная коса

Подтопленный участок на косе

Рассвет и мираж на горизонте. Получается будто два солнца

Флора и фауна

В 2005 году в Култуке землетрясения не было, всё было спокойно. Мы втроём медленно перебирались по слегка влажному от недавнего дождя склону, поросшему длинной травой и яркими цветами. Хотя первичной целью подъёма на склон был общий вид на Байкал с Култуком на переднем плане, цветы привлекли наше внимание. Таких цветов мы раньше не видели.

Лилия Саранка, – её ещё называют лилией кудреватой, – цветок семейства лилиевых, луковичное растение. Растёт на склонах гор, в смешанных и лиственных лесах. Здесь Саранок было много: жёлтых, оранжевых, красных, больших и маленьких. Растёт тут и Шлемник Байкальский – известное растение с лечебными свойствами. Настойки на его корне применяются в восточной медицине. Здесь же неподалёку приютился горноколосник колючий из семейства сосудистых растений.

Лилия Саранка

Шлемник Байкальский

Лилия халцедонская

Горноколосник колючий

Одуванчик обыкновенный

От Култука берёт своё начало Кругобайкальская железная дорога, являющаяся бывшим участком Транссибирской магистрали. Эта дорога известна не только среди любителей железных дорог, но и среди туристов, которые пользуются местным весьма скудным транспортным сообщением для доставки себя до турбаз. Самые правильные туристы всё же идут пешком, ведь как иначе можно оценить местные красоты? Мы тогда были бедными студентами, и ещё не могли себе позволить турбазу, да и не хотелось – ведь это не по-походному!

Большое по площади пространство здесь занимает лес. Мы не рассматриваем сейчас подводный мир и подводную растительность – это выходит за рамки возможностей, во всяком случае, пока. В районе Слюдянки и практически на всём КБЖД превалирует смешанный лес из хвойных и лиственных деревьев. Ближе к Ольхону природа начинает меняться в сторону степной, лес редеет, а потом и вовсе пропадает. После Ольхона лес возвращается, но деревья уже преимущественно хвойные. Именно своим разнообразием Байкал и притягивает.

Всех животных, обитающих здесь, и не перечислишь. Расскажу и покажу лишь тех, которых сам снимал. Например, из насекомых – бабочка Апполон, которую ещё называют Парусником. На Байкале вы увидите муравьёв довольно больших размеров: длина может достигать ширины вашего большого пальца, а толщина – с половину толщины мизинца! Муравьёв много и крылатых. Ну и, конечно, водящийся у нас дневной Павлиний глаз.

Апполон

Павлиний глаз

Большой крылатый муравей

Чайки - постоянные обитатели прибрежных скал