Антон (an_2) wrote,
an_2

Приполярный Урал 2015. Живая вода

Near Naroda River by a.bannikov, on Flickr

Бывают места, которые даже в отсутствии моря могут сравниться с лучшими курортами мира. Несмотря на суровый климат, любой путник, попавший сюда случайно или намеренно, будет окружён уютом, уединением и обилием природных здравниц, которые превзойдут любых оных в санаториях. Именно к таким местам можно отнести нашу поляну у слияния нескольких проток, из которых пополнялась водой река Народа. Тут было всё для полноценной счастливой жизни: озеро, реки, лес, земля с подножным кормом, и ни единой души вокруг. Вчерашним вечером мы думали, что останемся здесь хотя бы на полдня. Но утром окончательно решили: полноценной днёвке - быть именно здесь.

День восьмой. Днёвка

Дождь с утра никак не повлиял на боевой настрой команды, ведь сегодня не нужно было никуда идти, а потому все проснулись в хорошем расположении духа. Если вдруг кто не знает, что такое днёвка - это мероприятие, посвящённое приведению себя в порядок. Обычно туристы останавливаются в каком-нибудь месте на целый день и выполняют всякие технические дела - моются, стирают одежду, зашивают и ремонтируют снаряжение. Для меня эта днёвка началась с купания в реке под дождём - всё равно так и так мокрый будешь. Когда я вернулся, дождь закончился, и ребята уже успели вылезти из палатки.

Нет ничего лучше утреннего согревающего костра, разжигаемого не в спешке, когда можно спокойно сесть, поговорить о жизни, помечтать... Дела делами, без них никуда, но всё же основной целью днёвки было фотографирование природы. Здесь место по истине уникальное, потому как на относительно небольшом пятачке сконцентрировано множество явлений природы, стоящих внимания и подробного изучения.

Прежде всего, именно здесь проходит граница леса и тундры. То, что видно на следующем фото - последние несколько деревьев, дальше долина уходит наверх, и деревьев больше нет. Здесь же Народа разделяется на несколько проток, которые потом сходятся опять и сливаются в озеро, из которого река вытекает дальше, продолжая свой извилистый путь. Но меня больше всего здесь интересовали пороги. Мы с Серёгой решили разделиться - он ушёл вниз по долине снимать виды сверху, а я - вверх по долине, к речным порогам.

Forest Ends Here by a.bannikov, on Flickr

Первый раз за эту поездку мы разделились по одному и разбрелись каждый в свою сторону. Сергей Иванович остался в лагере на дежурстве. Вид местности, куда мне предстояло прогуляться, наводил на всякие нехорошие мысли о возможной встрече с медведем. Ракетницу я взять забыл, поэтому решил по пути издавать громкие звуки и наполовину напевать, наполовину выкрикивать всякую тарабарщину - так была хоть какая-то надежда, что медведь услышит громкие звуки и испугается. Дикий зверь мог прятаться где угодно, и за неровностями рельефа издали его разглядеть было бы сложно - нужно было быть готовым к внезапной встрече. На деле же плотность медведей в этих краях была низкая, по крайней мере, следы их деятельности указывали на это.

River Rapids by a.bannikov, on Flickr

Всё дальше и дальше уходил я от лагеря, окунувшись с головой в высокий кустарник и пробираясь между его упругими сильными ветвями. Тропинка спускалась вниз и упиралась в небольшой ручей, ставший первой водной преградой: теперь такое будет постоянно, и я уже стал морально настраиваться на неминуемый брод. Но после ручья, как ни странно, дорога пошла сухая, и через какое-то время тропа стала чётче и обрела ярко выраженные ровные границы. По мере моего продвижения вперёд расстояние до основной протоки уменьшалось, пока, наконец, я в неё не упёрся совсем.

Попытка найти путь к выгодному ракурсу не увенчалась успехом - все камни были острыми, скользкими, и располагались далеко друг от друга. Дорога была с левой стороны отрезана протокой с высоким кустарником вдоль берега, а впереди была горка, за которой можно было попытать счастье в поиске новых мест. На неё и решил забраться. Верхняя часть горки была из курумника, поэтому лезть приходилось осторожно, помогая себе штативом.

С горки было видно всю нашу долину как на ладони, и даже ходящего вдоль берега Сергея Ивановича, казавшегося отсюда маленькой движущейся точкой. Сквозь верхушки деревьев медленно поднимался дымок от ещё не потухшего костра, который потом куда-то растворился, будто бы его и не было. Погода над горами потихоньку начинала портиться, собирались тучи, но мне для съёмки на длинных выдержках так было даже лучше.

Naroda Valley by a.bannikov, on Flickr

Чтобы снять пороги с хорошего ракурса, нужно было перейти вброд одну из проток и попасть на "остров" между двух рек. Я осторожно слез с курумника, потом с оставшейся части холма вниз, к реке, и нашёл более-менее подходящее место для перехода. Тут оказалось всё просто: достаточно было повыше закатить штаны и крепко держать в одной руке штатив, опираясь на него во время движения. В результате я довольно быстро оказался на острове. Здесь, конечно, не как сверху, но зато лучше виден берег, на стороне которого мы стояли.

On the Way to Waterfalls by a.bannikov, on Flickr

Последний этап на пути к порогам оказался самым интересным. Тут все дороги заканчивались и дальше идти нужно было прямо в реку, только по камням. Расстояние между ними позволяло идти с комфортным шагом, хотя кое-где всё-таки нужно было прыгать, а в иных местах и поверхность камня была скользкая. На пути к желаемой точке был маленький островок, обросший кустарником, но вполне пролазным, поэтому вскоре я уже был на точке, откуда был сделан единственный нормально получившийся кадр с живой водой. Это левая по отношению ко мне протока, правая осталась за кадром.

Waterfalls by a.bannikov, on Flickr

Обратный путь до лагеря занял чуть больше времени - то ли я забыл дорогу, то ли она где-то затерялась в высокой траве, но обходить пришлось по более длинному верхнему пути. Когда я достиг нашей палатки, на верёвке рядом с ней висел фотик и фотосумка Серёги, что меня слегка удивило - ещё не помню случаев, что с фотовылазок он возвращался раньше меня. Оказалось, что он при переходе реки вброд поскользнулся и окунул на несколько секунд свою камеру в воду, после чего с ней начались проблемы, и сейчас у него вся фототехника висела на просушке.

Конечно, после такого происшествия, друг был в подавленном состоянии, я бы на его месте тоже расстроился. Потерять камеру почти на середине похода - кошмар любого путешествующего фотографа. И тут неожиданно пошёл дождь, который потом продолжался до самого следующего утра. У нас сегодня был и обед, и ужин, и оба раза мы ели под тентом, натянутым между деревьями. Сергей Иванович пожарил немного грибов, которые в меня уже не влезли после плотной еды. В оставшееся время дня мы отдыхали у костра, размышляя о завтрашних планах. Заснули мы тоже под стук капель дождя о крышу палатки...