Антон (an_2) wrote,
an_2

Приполярный Урал 2015. Восхождение на Народную

Bublik Lake by a.bannikov, on Flickr

Утром следующего дня горы встретили нас туманом и мелкой моросью, то и дело падавшей с неба небольшими порциями. Ветра почти не было, погода определилась со своим состоянием, и похоже, в ближайшее время его менять не собиралась. Сегодня нам суждено было взойти на Народную, самую высокую вершину Урала, а потом спуститься на другую сторону её склона, перейдя при этом с европейской части Урала на азиатскую. Однако, как это часто бывает, судьба внесла в наш план свои коррективы.

День шестой. Вершина Урала

Серёга немного приуныл, собирая рюкзак без особого энтузиазма. Его отец, как всегда, относился ко всему спокойно, и воспринимал очередное ухудшение погоды как данность свыше. Я любил складывать вещи на улице, поэтому оставил товарищей в палатке наедине. Снимать особо было нечего, разве что сделать несколько кадров Бублика на прощанье - больше мы его уже не увидим. Запечатлеть его сверху мало представлялось возможным при такой видимости. Единственные на всём озере наши соседи, которых мы вчера видели на противоположном берегу, уже ушли рано утром. Слово за слово, мы тоже завершили наши сборы и готовы были начинать подъём.

С самого начала склона стало понятно, что просто так эта вершина нам не дастся. Мы поднимались с черепашьей скоростью, медленнее любого пешехода, иногда вставая на четвереньки: ведь под ногами были лишь сплошные камни, каждый второй из которых норовил выкатиться из-под ботинка. Туман и морось усложнили задачу ещё больше, оставив на камнях тонкий скользкий слой, особенно в тех местах, где рос лишайник. Острые края некоторых глыб угрожающе торчали снизу вверх, словно копья невидимых стражей, охранявших эту гору, самую грандиозную и могущественную в этих краях. Природа будто бы решила проверить на прочность тех, кто отважился сюда дойти, и пропускала лишь самых отважных, кто готов был выдержать все испытания горы.

Climb by a.bannikov, on Flickr

Впереди сквозь туман возник сначала один силуэт, потом другой. Будто рыцари из средневековья, к нам спускались двое в длинных плащах, развевавшихся на ветру. Когда мы их увидели с более близкого расстояния, это оказались никакие не рыцари, а обычные себе туристы. От них мы удостоверились, что идём в верном направлении, и что путь на вершину проходимый. Подъём уменьшил свою крутизну, и мы остановились отдохнуть, подойдя к краю обрыва, чтобы в последний раз сверху посмотреть на озеро Бублик. Отсюда были видны лишь его очертания, но по ним всё равно было понятно, что озеро особенное, и сверху выглядит красиво в хорошую погоду.

Настал тот момент, когда нам нужно было отдаляться всё дальше и дальше от обрыва, выдерживая нужное направление на юг, так что мы теперь лишились последнего ориентира, который был в нашем распоряжении всё это время. Был у нас и GPS, но он требует батареек, которые надо было экономить, поэтому я вспомнил про свой компас системы Андрианова, который прикупил на блошином рынке за несколько дней до поездки. Благодаря ему, удалось не заплутать и выйти куда надо. Один раз был соблазн запутаться, у нас даже возникли разногласия, но всё-таки все доверились прибору, и он помог. Идти приходилось почти вслепую, только по стрелке, ведь дальше склон перешёл в почти ровное плато, лишив нас последних ориентиров по изгибам рельефа.

Но тут вдруг впереди начали вырисовываться очертания снежника. Было видно, что там дальше склон продолжался, и что его крутизна увеличивалась, а слева и справа гора уходила вниз. Гребень сужался всё больше, и это означало, что мы шли верно. Тут же в одной из ям под большим камнем набрали питьевой воды в бутылки: скоро её может уже не быть. На этом участке Серёга усомнился, нужно ли продолжать идти на вершину, или переваливать уже здесь через гребень на азиатскую сторону, однако за укатывающимся вниз склоном начинался обрыв. Так что, пути назад уже не было - мы были полностью во власти горы. Теперь только к вершине...

Чем дальше мы взбирались, тем круче становился подъём. Бывали, иной раз, переходы к пологим участкам, но позже выяснялось, что это ненадолго - и вновь крутой участок склона. Народная, словно, проверяла наше терпение, насколько нас ещё хватит. А мы всё поднимались и поднимались, делая небольшие остановки на холодном и мокром ветру, не снимая рюкзак и прислоняя его к большому камню. Но всё изменилось, когда мы вышли на маленький пологий участок, на котором стоял крест: стало очевидно, что вершина уже где-то близко.

Это придало дополнительной мотивации, хотя последний участок перед вершиной был самым крутым. Справа от нас был отвесный обрыв на сотни метров вниз, любое падение туда было бы фатальным. Слева склон уходил вниз более пологим, но от падения с него тоже было бы не легче. Приходилось лезть по самому острию гребня в виде узкого участка наваленных камней, опираясь иной раз на все четыре конечности. Когда мы увидели триангуляционный знак, мы поняли: вот он, триумфальный момент. Высшая вершина Урала наконец-то взята!

Opening Views by a.bannikov, on Flickr

Мы остановились на традиционный перекус салом с чесноком, колбасой, хлебом и сладостями. Вокруг большую часть времени не было ничего видно, поскольку мы всё ещё были в облаке. Но тут начали появляться просветы. Иной раз, облака на мгновение расходились над горами внизу, и удавалось урывками увидеть лежащие там где-то далеко горные долины, реки и болота. Облачность висела несколькими слоями: часть облаков была под нами, и большая часть над нами сверху. Однажды на южной стороне склона образовалось "окно" - ветер прогнал большую часть облаков, и пока подходила новая порция, я успел воспользоваться моментом и сделать кадр. Мы с Серёгой сошлись во мнении насчёт того, что в хорошую погоду отсюда можно было бы снять много интересных пейзажей. Но по мне и в такую погоду можно постараться так передать настроение природы, что это потом почувствует зритель.

Far Away Valleys by a.bannikov, on Flickr

Казалось бы, день удался, и на этом можно было бы завершить историю. Но мы сделали лишь полдела - надо было ещё спуститься вниз. Учитывая наш неспешный график и трудности при подъёме, на вершине мы оказались лишь под вечер. Когда мы доедали последние куски сегодняшнего перекуса, мы поняли, в какую неприятную ситуацию попали, однако никто виду не подал. Спускаться нужно было, и это нужно было делать прямо сейчас. Не на вершине же палатку ставить, в самом деле! Место для спуска предложил Серёга. Я с его вариантом не был согласен, Сергей Иванович тоже, но он промолчал. Из всех спусков этот был самым крутым. Тем не менее, он был выбран потому, что у его начала было нечто, похожее на тропинку. Поскольку больше зацепиться было не за что, пришлось с этим вариантом согласиться. И мы пошли.

За всю поездку, и даже за предыдущие мои походы, эпичнее спуска, чем этот, не было ещё ни разу. Крутизна склона разнилась от 45 градусов до 60 в некоторых местах, и всё это по булыжникам, наподобие тех, по которым мы лезли наверх! Частенько приходилось вставать на четвереньки или съезжать на попе. На этом спуске каждый из нас хотя бы по одному разу падал, и лишь чудом не укатывался дальше вниз. Мы шли очень медленно, понимая, что уже вряд ли до темноты успеем оказаться внизу: количество света уменьшалось не на шутку, и сумерки усиливались пришедшей на Народную очередной тучей, погрузив нас опять в густоту непроглядного тумана... И если раньше мы хотя бы видели, куда спускаемся, то теперь не видим даже направление, куда нужно было идти. Обозримая цель исчезла.

В один момент времени я понял, что что-то идёт не так, как надо. Ещё за несколько шагов до проблемного места я увидел груду камней, а за ней снежник, и просигнализировал ребятам, что дальше этих камней не получится пройти. Это было и так понятно, необязательно было даже к ним подходить, чтобы в этом убедиться. А после историй, которые мы слышали уже здесь про туристов, упавших со снежников, мы зареклись не ходить по ним. И вправду, дальше путь был закрыт каменной "стенкой". Мы оказались в ловушке: ни вперёд, ни назад. Тут у меня ещё и газовый баллон начало потихоньку в рюкзаке стравливать, я почувствовал запах газа, что усилило тревогу.

Поскольку я шёл впереди всех, Серёга предложил мне попробовать обойти проблемное место по верху, чуть поднявшись назад. Но там был огромный плоский камень, на который можно было залезть только одним способом - закинув на него одну ногу, будто садясь на велосипед. В таком положении, лежа правой ногой на камне и стоя левой на мыске, балансируя при этом с рюкзаком за спиной, я глянул вниз: наш склон уходил почти отвесным обрывом. И тут ко мне пришло понимание, что на сегодня с меня хватит экстрима: день заканчивается, видимость плохая, направления нет, газ стравливает, нормального обхода "стенки" тоже нет. И я предложил вернуться наверх. Да-да, именно наверх, обратно на вершину. Ибо иного способа выхода из ситуации я не видел. Сергей Иванович поддержал идею.

Конечно, поначалу Серёга возмущался и может даже слегка обиделся, но мы поднимались обратно. Потерять высоты мы немного успели, поэтому уже через час-полтора мы были вновь на вершине. Когда-то сказанные Серёгой слова про невозможность установки палатки на вершине, похоже, начинали обретать обратный смысл. Нам, с трудом, но удалось найти подходящее место: половина палатки стояла на пологой части снежника, половина на песке. От ветра она была огорожена камнями со стороны обрыва. Пока ребята закрепляли палатку за растяжки, я пошёл за водой, надеясь в недрах вершины её хоть в каком-нибудь виде раздобыть, и нашёл в каменной впадине дождевую, набрав целую бутылку.

Теперь всё было хорошо: была вода, было жильё, и было, как ни странно, тихо. Пока тихо... Оставалось лишь надеяться на то, что ночью сильного ветра не будет. Мы забаррикадировались со всех сторон. Щели под входами были заставлены рюкзаками, а сами мы надели на себя всю одежду, которая только была с собой. После ужина и мытья посуды в снежнике, мы легли спать. Может и хорошо, что оно так вышло. Ведь этот день мог стать и последним. Но, слава богу, приключения продолжаются...