Антон (an_2) wrote,
an_2

Приполярный Урал 2015. Таинственный Бублик

Foggy Morning by a.bannikov, on Flickr

Осторожно слезая с кровати на дощатый пол, дабы никого не разбудить скрипом его ветхих кусков, я тихо приоткрыл дверь домика, вылез на улицу, а там... Едва заметный туман, поднявшийся над болотами, как бы растворял в себе нижнюю часть склона дальней горы. Розоватые рваные облака освещались первыми лучами рассветного солнца. Синева неба над головой дополняла гамму красок природы. Такие сцены коротки, как мгновенье, поэтому я побежал обратно в домик за камерой и штативом, заготовленными с вечера заранее. От сна не осталось и следа.

День пятый. Встреча рассвета

Природа, между тем, продолжала разворачивать театральное действие в районе озера Малое Балбан-Ты. Первые кадры я словно потерял связь с реальным миром и забыл про всё, даже про то, что надо было одеть обувь на ноги - так и выбежал в шерстяных носках на мокрую траву. Пейзажи возникали со всех сторон один за другим: отражения гор в озере, туманы над озером и над рекой Балбанью, Старуха-Из, домики... И непонятно было, что первее снимать. Небо над головой приобрело другие оттенки, теперь уже от слабо-розового до светло-серого. "Отражения никуда не денутся", - подумал я, и решил сначала сделать кадр с туманами в долине Балбанью и перистыми облаками над головой.

Before Sunrise by a.bannikov, on Flickr

"Быстрее бежать к озеру", - было моей следующей мыслью. Повременить с этим пейзажем было хорошей идеей: как раз за время съёмки предыдущего над дальними горами появились маленькие кучевые облачка, которые вносили в общую картину элемент разнообразия. Из домика неспешно вышел Серёга - видимо я всё-таки его разбудил, когда возвращался за камерой. Он тоже присоединился к процессу съёмки, но я был настолько увлечён своим процессом, что уже не помню, о чём мы говорили. Внезапно закончилась вчерашняя плёнка. Самое время достать слайд, так и напрашивающийся сюда.

Malye Balban-Ty Lake by a.bannikov, on Flickr

По возвращению в домик за плёнкой, я увидел, что Серёга с Сергеем Ивановичем уже оба спят. Я даже как-то с недоумением возвращался на улицу, - "как можно спать, когда здесь такое?". На эту сцену с озером и горами, освещаемыми первыми лучами утреннего солнца, я потратил несколько дублей. Как выяснилось потом, не зря. Только в одном из них вода получилась более-менее чёткая. В левой части кадра самая дальняя гора - это и есть гора Народная, самая высокая вершина Урала, 1895 метров над уровнем моря.

First Rays of Sun by a.bannikov, on Flickr

После съёмки озера я глянул на счётчик кадров и понял, что надо бы поубавить аппетиты, а то до конца похода плёнки не хватит. Нужно было снять что-то другое. Я оглянулся - сзади была гора Старуха-Из с освещённой розоватым светом вершиной, на её фоне наш домик и соседний, а перед ними небольшой участок грязевого болота, каких много встречалось нам по дороге сюда. Всё это как нельзя кстати передаёт характер местности в этом пересечении трёх горных долин.

Starukha-Iz Mountain by a.bannikov, on Flickr

Когда на счётчике остался один кадр, я пошёл обратно в домик. Внутри картина была прежняя: мои товарищи спали, лишь стало немного светлее за окном, и многие предметы интерьера уже были видны отчётливей. Укутываясь обратно в спальник, я думал о прошедшей фотосессии. Впечатления и эмоции от увиденного переполняли через край. В таком радостном расположении духа я и заснул.

Таинственное озеро Бублик

Проснулись все почти в одно время. В первые дни мы жили совсем не по походному ритму, позволяли себе спать подолгу, и позже нам это вышло боком. Не хотелось прощаться с избушкой - всё-таки здесь было тепло и сухо, хоть и без печки. Завтрак на горелке добавил нам энергии и калорий, а хорошая погода - уверенности. Потом, правда, облака стали набегать со всех сторон, и их плотность в небе неуклонно росла. Но у меня после утренней съёмки было настолько хорошее настроение, что мне уже было всё равно, будет дождь или нет. Со стороны "Желанной" в сторону Народной проехал "Трэкол" с группой туристов на борту. Нам тоже пора было собираться в путь. Сегодня нужно дойти до Бублика, чтобы завтра осуществить подъём на вершину Народной.

Начало дороги было один-в-один как вчера, потом небольшой брод через реку, после которого нарисовалась тропинка. Конечно, ноги уже опять промокли, поэтому обходить ручьи не было уже никакого смысла. Тропинка уводила чуть наверх через камни и ивовый стланник. Так, с набором высоты, мы уходили всё дальше от болот. Озеро Малое Балбан-Ты осталось уже далеко позади, а впереди была долина реки Балбанью и овраги на нашем склоне. По другой стороне реки иной раз шли туристические группы. То мы обгоняли их, то они нас. Мы старались делать наши передышки короткими, даже обеденный перерыв. Стоило только остановиться, как со всех сторон налетали тучи комаров, облепляя открытые части тела и одежду. Периодические порывы ветра и высокие точки были нашим спасением от них.

Bright Hillsides by a.bannikov, on Flickr

В конце концов, долго идти по верху не получилось бы, поскольку нам нужно было сворачивать в сторону долины озера Бублик, а для этого надо было спуститься обратно к болотам. Нам повезло: вдоль реки можно было идти по камням, которых было столько, что расстояние между двумя соседними позволяло делать шаг, вообще не напрягаясь. Мы с Серёгой сделали там на реке несколько кадров с водой, но свои я потом отсеял. Оставалось ещё немного пройти вдоль реки, и вскоре мы достигли места у подъёма в очередную долину. Отсюда мы уже вдвоём без Сергея Ивановича сделали небольшую радиалку чуть наверх к одному из небольших горных озёр. У него вроде даже названия никакого нет. Такому симпатичному озерку можно было и название дать, но на картах его нет. И особенно порадовали горы на заднем плане с стенками почти идеально плоской формы, словно высеченными кем-то из каменной породы.

Calm Place by a.bannikov, on Flickr

Пока мы возвращались с радиалки, Сергей Иванович уже успел изучить все близлежащие окрестности, поискать родиолу розовую для лечебных целей и попить чистой воды из ручьёв, на которые "распалась" река. Пройти нужно было ещё прилично, и большая часть из этого пути предполагалась в горку с большим уклоном. Мы перешли несколько ручьёв, которые стекали из горного озера, куда мы ходили на радиалку, и теперь уже оказались на нужной стороне долины, из которой предстояло проложить крайние километры пути до Бублика. С другого перевала вытекали ручьи и собирались в реку. Тогда мы ещё не знали, что здесь прямо рядом ещё одно озеро - между дальним перевалом и оврагом, ведущим непосредственно от Бублика. Просто его не было видно с нашей стороны из-за неровностей рельефа. Но именно из этого озера и вытекала большая часть ручьёв.

Valley of Streams by a.bannikov, on Flickr

Поднимались достаточно медленно, но верно. Не сказать, чтобы было тяжело, но уже ощущалась высота и сопутствующий ей холод. Стоило остановиться на передышку, как сразу начинали мёрзнуть. На высоте мы попали в зону сильного ветра и одели наши непродувайки. По противоположной стороне навстречу нам спускалась группа туристов от Бублика. Мы сначала подумали, что это группа спасателей ищет пропавшего без вести в этом районе туриста. На фоне большого цирка со снежником внутри человек казался ничтожно мал. Всё-таки противоположная сторона была куда "живее", чем та, по которой шли мы. Видимо большая часть людей забрасывается сюда на "Трэколе", а потом только идёт пешком.

Circus by a.bannikov, on Flickr

На последних метрах ветер разыгрался не на шутку. Озеро долго не хотело показываться из-за камней. И вот, наконец, пришли: озеро предстало перед нами во всей красе, такое большое и на вид плоское. Выбор места под палатку был невелик, защищённых мест от ветра здесь не было. Либо острые камни, либо площадка на открытом месте. Мы выбрали второй вариант. Пока ставили палатку, ветер несколько раз пытался вырвать её у меня из рук, в то время как Серёга с его отцом её укрепляли растяжками и камнями со всех сторон. Неожиданно в небе появился просвет, окружённый оранжевым закатным заревом: природа решила преподнести нам прощальный подарок под конец дня! Это действительно был "прощальный" подарок... Хорошая погода на время покидала нас, оставляя надежды на будущие перемены к лучшему.

Beautiful Evening Skies by a.bannikov, on Flickr

Ужин готовили внутри палатки, установив горелку на противень, который Сергей Иванович специально взял с собой для приготовления в походе лепёшек на перекус. Котелок был обмотан каменной ватой, чтобы сдерживать выделение тепла и экономить газ, и первое время мы чувствовали её горелый запах. В текущих условиях о лепёшках можно было лишь мечтать, но зато кашу с грибами поесть можно было вполне реально. Ветер немного стих, воцарилась тишина. На дальнем берегу стояла чья-то жёлтая палатка, но хозяев мы так и не видели - видать, тоже ужинали. Здесь, на высоте 1200 метров, было уже какое-то особое чувство. У этого озера была своя энергетика, не ощущаемая в других местах, какая-то атмосфера суровости. Недаром в районе Бублика произошло несколько несчастных случаев: один турист пропал без вести, двое других скатились со снежника... Наверное, это оттого, что через Бублик все ходят на Народную. Ведь именно здесь начинается путь наверх.

Mushroom Dinner by a.bannikov, on Flickr

Завтра будет новый день, в ходе которого нам предстоит подняться на вершину и спуститься по другой стороне гребня на азиатскую сторону. В процессе перехода с европейской стороны на азиатскую должна смениться природа: растительность и климат. Там должно быть и меньше осадков. Там вообще всё может быть по-другому. Так было в теории. Но на практике нам предстояло всё ещё проверить...