Антон (an_2) wrote,
Антон
an_2

Приполярный Урал 2015. Начало

Approaching Kozhim River by a.bannikov, on Flickr

Всегда хотелось побывать на Урале, особенно в его северной части. На настоящем севере я, по большому счёту, до этой поездки ещё ни разу не бывал: Карелия всё-таки южнее, и климат смягчён влиянием Финского залива и Ладоги, а пребывание в Архангельске и в Первоуральске не в счёт, потому что города. А тут как раз представилась возможность сразу убить двух зайцев - посмотреть природу Севера летом, и наконец-то более основательно посмотреть неповторимую природу Урала. Так родилась идея "Приполярного Урала 2015".

С самого начала цели ставились упрощённые. Основной задачей была разведка местности, после которой подтвердились или опроверглись бы наши предположения о ней. Мы точно знали, что после этой поездки когда-нибудь ещё вернёмся сюда, чтобы всё изучить ещё раз более основательно. И конечно, куда же без фотографии - она была нашей второй задачей и моей главной мотивацией. С самого начала решили, что поход должен быть бюджетным, поэтому самолёты и заброски на вахтовках отпали сразу. Если альтернатива самолёту единственная - поезд, то с вахтовкой надо было что-то решать, выбирать какие-то варианты. Выбор пал на велосипеды. С хранением велосипедов вопрос решили - на турбазе Желанная, что рядом с точкой начала пешей части похода, согласились наши велики "приютить".

24 июля, в пятницу вечером, в 21 час с небольшим, наш поезд отправился с Ярославского вокзала. Велосипеды еле впихнули: в нашем отсеке вагона было двое байдарочников, которые поспешили верхние полки занять. Конфликта за места для вещей не было - турист туриста уважает. За время нашего пути несколько раз меняли локомотивы, а после Котласа даже сменили направление. Казалось, будто поезд теперь едет назад, ан нет... Это была ветка, ведущая уже на самый Север, в сторону Лабытнанги. Впереди нас ждали дожди, холод, ветер, и всё это вместе с красивой и труднодоступной природой. Хотелось верить в то, что мы завтра проснёмся, а за окнами поезда будет чистое небо...

День первый. Перевал во мгле.



Но утром за окном мы увидели пасмурную погоду. Дождя почти не было, лишь мелкая морось. Так нас встретила Инта, и на другое мы и не рассчитывали. В этих краях только в июле выпадает до 1500мм осадков, а солнечные дни в году можно пересчитать по пальцам. Настрой у нас сразу был правильный: лучше готовиться к менее комфортным условиям, чем наоборот. У вокзала мы купили питьевой воды и спилили несколько толстых веток с ближайших деревьев, сделав из них поперечные палки на багажники для рюкзаков - очень полезным оказался мой швейцарский ножик со встроенной пилой. И вот, с этой минуты, начался наш долгий путь в сторону гор. Впереди было сто двадцать километров извилистых дорог, подъёмов и спусков, бродов и переправ.

Первые несколько километров под колёсами были бетонные плиты. Это было для нас неожиданно, но все понимали, что это продлится недолго. Строили газопровод, и сразу после объекта плиты закончились. С началом грунтовки наша скорость убавилась. Движение осложнялось усилившимся дождём и, как ни странно, но большим траффиком машин. Мимо проезжали и грузовики, и внедорожники, и даже пару раз легковушки. Мы сначала недоумевали, но вскоре стало всё понятно: на легковушках и джипах местные ездили сюда за грибами. Первый перекус мы сделали под крышей импровизированной беседки, сделанной, вероятно, самими же грибниками. Как позже выяснилось, грибов здесь не просто много, а очень много.

Поначалу всё шло хорошо: мы ехали в неплохом темпе, оставляя километры грунтовки позади. Уклона почти не было, дорога ровная, накатанная. Но чем дальше мы ехали, тем больше становился уклон в горку, и стали появляться лужи и ямы. На одной из таких ям Сергей Иванович проколол себе колесо - мы тогда ещё не знали, что это только начало приключений с велосипедами. Заклеивать под дождём не стали, а вместо этого достали запасную камеру, которую тут же опять прокололи. Видимо, что-то всё-таки осталось на ободе или внутренней стороне покрышки. Вторая камера была из более толстой резины, поэтому в этот раз не проткнулась, и можно было ехать дальше.

Дождь не прекращался ни на минуту, и к середине дня мы уже порядком промокли и промёрзли. Я тогда ещё не знал, что моя штормовая куртка протекала в районе головы и затылка из-за отклеивавшейся защитной ткани. А пока мы решили устроить себе обед, и заехали в лес. Лес здесь не такой как у нас. По составу деревьев он смешанный, с преобладанием берёзы и лиственницы, но большинство деревьев низкорослые, и лишь некоторые лиственницы и ели возвышались высоко в хмурое небо. Ели здесь вообще особенные: тонкие как палки, устремлённые вверх будто острые стрелы, и чёрные, как копоть. Таких елей мы больше нигде не видели, только здесь, на Севере. Костёр нам дался очень трудно. С непривычки после города все устали, я как ответственный за костёр должен был сделать основную часть этой работы, но усталость и общий упадок боевого духа негативно влияли на процесс розжига. Но общими усилиями костёр развести удалось, и вскоре мы уже заедали унылое настроение тёплой рисовой кашей на сухом молоке.

Но время не терпит. К сожалению, уезжать с этого леса нам пришлось под самый разгар костра, когда он только-только раскочегарился. Высохнуть толком не успели, а о сухих ногах уже можно было забыть до конца поездки. Так мы пробирались всё дальше к цели, а небо становилось всё темнее. По местным меркам наступал вечер. В походе мы жили по московскому времени, поэтому всегда мысленно делали поправку на два часа вперёд. Велосипеды в этот день больше не подводили, но стали подводить мы сами себя. Скорость продвижения упала до скорости пешехода. Уже что идти, что ехать - всё было одинаково, кроме спусков. Лес закончился, и началась долгая тундра. Лес будет теперь не скоро. Самые тяжёлые минуты пришлись на конец дня и начало ночи.

Подъём стал резко более крутым, а лужи не прекращались. Дождь промочил нас до такой степени, что одежды уже не хватало для полноценного согрева, и тепло не задерживалось. В результате наступила сильная дрожь, а рассудок немного помутнел. Сергей Иванович уже устал и катил велик рядом, меняя тем самым нагрузку на мышцы, только мы с Серёгой продолжали ехать. А вскоре и я покатил свой велик. Мы уже почти не останавливались отдыхать, потому что сразу начинаешь мёрзнуть. Пока идёшь или едешь, ещё можно было как-то жить. Вместо перекуса мы съели по ложке сливочного масла, которое с трудом провалилось внутрь, но я понимал, что если сейчас его не съем, потом станет ещё хуже. Мы вышли на перевал. Слева и справа ничего не было видно, на горы уже спустилась ночь, хотя ещё было достаточно светло. В этих краях ночь весьма условная. Может сейчас была как раз её середина, а может и нет, но для нас это были сумерки. Хотя мне уже в моём состоянии было всё равно. Хотелось поскорее остановиться где-нибудь, поставить палатку и согреться внутри.

Мы достигли кордона, который был официальным въездом на территорию национального парка "Югыд Ва", что означает "Светлая Вода". Охранник нам лишь посочувствовал, сказав, что мы ничего лучше не могли придумать, чем кататься на велосипедах в такую погоду. На что Серёга ему ответил, что погоду не выбирают, и в целом был прав. За кордоном был глубокий овраг, из которого был крутой подъём, добивший всех окончательно. Я уговорил всех искать место под палатку прямо здесь, и не пытаться доехать до ближайшего леса сегодня, как мы поначалу хотели. Палатку расставили в нескольких метрах от дороги, на камнях, прямо почти на вершине гребня перевала. В палатке я начал понемногу отходить, переодевшись в сухую одежду для сна. Ребята перекусили козинаком, а я настолько промёрз, что мне было не до еды, поэтому вырубился спать. Засыпая, я думал о том, что, наверное, этого и следовало ожидать. Все ведь знали, в какие дождливые и прохладные края едем. Нужно морально готовиться к тому, что будет непросто. И с этими мыслями я провалился в глубокий сон...

День второй. Форсирование Кожима.



Едва открылись глаза, я прислушался. Вроде дождь не стучит по палатке, как вчера. Но выходя наружу понимаешь, что это впечатление было обманчивым. Дождь правда стал меньше, но он не прекратился полностью. Мы быстро перекусили и не менее быстро собрались. Здесь оставаться было нельзя, нужно было двигаться дальше. От графика мы и так уже начала понемногу отставать.

Квинтэссенцией сегодняшнего дня должен был стать переход вброд через реку Кожим. Эта быстротекущая река являлась самой сложной преградой на всём пути, и мы это знали, поэтому морально готовились. И вправду, кто захочет погружаться в холодную воду горной реки по самую шею, с тяжёлым рюкзаком и велосипедом впридачу? Но иного выхода не было, раз мы хотели сэкономить на вахтовке. Перевал закончился, и дорога пошла вниз. Мы разогнались не на шутку, и уже пошёл запах гари из тормозных колодок. Когда мы замедлили ход, Сергей Иванович попросил остановки, чтобы подкачать колесо. Казалось, будто оно опять начало спускать. И на стоянке случилось непредвиденное: когда снимали заднее колесо, не углядели, что трещотка отошла от втулки, и из неё высыпались почти все подшипники. Ох и долго же мы потом собирали их между камнями! В итоге собрали больше половины, чтобы хоть как-то можно было дальше ехать. Но, учитывая, что из-за вчерашнего ливня и нескольких поломок, и сегодняшней поломки тоже, мы стали сомневаться в успешности обратной заброски на великах.

Но вот, велики отремонтированы, и мы через некоторое время достигли леса. В лесу дорога опять ухудшилась из-за большого числа луж, которые приходилось всё время объезжать. Наконец-то впереди между верхушками деревьев показался Кожим. Здесь я достал свою камеру и сделал первое фото за поездку. Во время самого перехода Кожима нам было уже не до фото... Подкрепившись "на дорожку" вкусным сладким щербетом, мы нехотя переоделись в мокрую одежду. Именно в мокрой одежде лучше идти, чтобы сохранить как можно дольше сухую. Первым вброд пошёл Сергей Иванович, как самый опытный из нас, оставив рюкзак на берегу и взяв с собой лишь велосипед. В месте перехода река раздваивалась, огибая небольшой продолговатый остров, на котором тоже был лес. Обе части реки были по семьдесят метров, так что пройти в воде предстояло прилично. Первую часть папа Серёги прошёл довольно легко, а вот после острова до следующего берега переход дался с трудом. Там глубина была на порядок больше, и скорость течения сильнее. На какой-то момент я даже потерял Сергея Ивановича из виду, а оказалось, что течение его сбило с ног и начало относить в сторону камней. Но он, будучи опытным человеком, с ситуацией справился и достиг противоположного берега, пытаясь до нас оттуда докричаться.

Мы едва разбирали слова, но в целом посыл был "течение сильное, ждите машину". Но мы же бравые парни, нужно рискнуть! До острова дошли в целом нормально. Меня несколько раз течение почти сбивало с ног, и я готов был уплыть с большой скоростью по течению вперёд. Велик держал одной рукой за половину руля так, чтобы он лежал плашмя на воде, оказывая наименьшее сопротивление течению. Мы с Серёгой шли в рюкзаках, надеясь на то, что с более тяжёлым весом течению нас будет сложнее сбить с ног. Так в общем-то и было. Рюкзаки были перепакованы так, что самые сухие и ценные вещи лежали сверху, поэтому мы не боялись, что в них что-то промокнет. А вот после острова мы уже начали было идти, как в первом же глубоком месте чуть не упали и чуть не оказались в полной власти реки. Стало понятно, что переход второй части не удался, и нам придётся ждать на острове, пока не проедет "Урал". Но Серёгин папа решил стать совсем героем, и переплыл реку в обратном направлении за своим рюкзаком. В итоге он был из нас единственным, кто перешёл её полностью туда и обратно! Ну а мы, как менее опытные, дождались вахтовки, и за пару тысяч договорились с водителем, чтоб он забрал с того берега Сергея Ивановича, а потом вернулся бы за нами и перевёз нас на ту сторону. Вот так закончился для нас переход Кожима. Впереди было ещё несколько километров пути и долгожданный привал.

После реки природа как будто бы стала совсем дикой. То ли труднодоступность, то ли микроклимат влиял, но здесь было гораздо меньше следов влияния человека, а вдоль дороги стали появляться дикие животные. Впереди пропрыгал заяц и спрятался в кустах. Мы ехали вдоль реки, а деревья всё больше начинали обступать нас вокруг, пока, наконец, мы не въехали в лес. Дорога шла всё время вдоль Кожима, то набирая, то уменьшая высоту. Вдали берега были обрывистыми, и нам это не подходило, поэтому решили ещё немного вперёд проехать. У небольшой лесной поляны мы остановились, и Серёга сходил пешком на разведку, которая показала: место что надо! Склон покатистый, лес густой, с дровами, и река близко. Здесь мы и встали на ночлег. Благодаря лесу, мы смогли натянуть между деревьями тент, сложить под него наши вещи и развесить одежду на просушку. Костёр развели рядом. На ужин насобирали грибов, коих здесь было в достатке, сварили их с макаронами и тушёнкой, а вместо чая сделали компот из смородины с голубикой. Только сейчас начало приходить ощущение того, что ты отдыхаешь. И небо над головой стало чище. И засыпали мы сегодня совсем с другим настроением, веря в то, что завтрашний день будет ещё лучше...


Следующая часть >>


Все части:
1. Приполярный Урал 2015. Начало
2. Приполярный Урал 2015. Велосипедные приключения
3. Приполярный Урал 2015. Дорога к избушке
4. Приполярный Урал 2015. Таинственный Бублик
5. Приполярный Урал 2015. Восхождение на Народную
6. Приполярный Урал 2015. Вершина
7. Приполярный Урал 2015. Живая вода
8. Приполярный Урал 2015. Достигнуть перевала
9. Приполярный Урал 2015. Центральный
10. Приполярный Урал 2015. Возвращение


Tags: Приполярный Урал, Приполярный Урал 2015, Путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “Приполярный Урал 2015” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments