Антон (an_2) wrote,
Антон
an_2

И вновь Карельский перешеек

Карелия - один из обязательных "пунктиков" в программе посещения мест для каждого уважающего себя походника, живущего поблизости к Петербургу или Москве. За последние несколько лет сама республика и прилегающие к ней области изменились не в лучшую сторону из-за доступности территорий под частную застройку, равно как и от несоблюдения некоторыми туристами правил по уборке своего места стоянки перед уходом. И всё меньше времени остаётся на то, чтобы посмотреть природу Карелии в виде, максимально близком к первозданному.

Сегодняшний же рассказ будет немного не о Карелии, а о соседствующей с ней бок о бок Ленинградской области, а конкретно - о её части на Карельском перешейке, что между Финским заливом и Ладожским озером. Для меня эти места особенные: это путешествие сюда уже третье по счёту, и неспроста. Ведь нет более близкого к Москве и в то же время более уединённого природного места, чем это. А здешняя концентрация озёр на единицу территории просто поражает! Окончательно "подбил" на эту поездку её лыжный формат, который был для меня новым и неизвестным. А это повод набраться нового полезного опыта, который мог бы пригодиться в будущем.

Короче, решено, едем. Серёга с Сергеем Ивановичем и ваш покорный слуга - вот таким мужским составом решили отмечать 23-е февраля. Ночной поезд после работы, курица в специях с хлебом и яйцами, тёплый чай в двух термосах и дружеская компания скрасили этот хмурый пятничный вечер. Если бы не проводник поезда, заставивший моих товарищей оплатить багажную квитанцию для перевозки лыж, можно было бы считать вечер отправления в путешествие полностью удавшимся.

Питер встретил нас моросящим дождиком, поливавшим серые платформы с лужами, покрытые кое-где едва заметной коркой льда. На вокзале в шестом часу утра было малолюдно. Редкие прохожие, укутавшись в свои длинные плащи, спешили к открытию метро, столпившись у закрытых стеклянных дверей возле Московского вокзала. Присоединились к ним и мы, смотревшись, наверное, несколько странно с лыжами при такой мокрой погоде.

На Финляндском вокзале нам предстояло подождать ещё полтора часа. Отсутствие нашей электрички на табло настораживало, но Серёга успокоил: "будет". Я умудрился даже немного поспать в сидячем положении - сказывалась короткая ночь. После полудрёма народу в зале явно прибавилось. Что поразило, на порядок прибавилось и других лыжников с туристическими лыжами, бахилами и прочим снаряжением. Был и велосипедист. Мы тогда думали: кто прав - велосипедист или мы? Позже ответ нашёлся. Правы и те, и другие.

Ну вот и настало время погрузиться в подогнанную вовремя электричку, и поехать в сторону Кузнечного. План был крайне прост. Цель - дойти до озера Ястребиное и обратно, ну или дойти настолько далеко вперёд, насколько сможем пройти. На карте ниже красной линией обозначен наш реальный маршрут, который мы прошли, зелёная линия - должны были ещё пройти, фиолетовая линия - о ней чуть позже. Красным кружком обозначено место нашей стоянки. А электричка всё мчала и мчала нас ближе к Кузнечному, дальше от Петербурга. За окном снега становилось всё больше, начали появляться озёра. На подъезде к Приозерску количество снега стало опять убавляться: начинало уже сказываться влияние Ладоги.

Маршрут начался с того, что требовалось пройти небольшое расстояние пешком от станции до первого озера. Мы оставили прочих лыжников в другой стороне, а сами взяли курс сначала на карьер, а потом на озеро Травкино. Оказавшись в лесу, мы поняли, что зря опасались отсутствия снега: его здесь было в достатке. Пришло время расчехлять лыжи, доставать мазь, бахилы и тросики для креплений. Мы все пожалели, что поленились смазать лыжи в электричке, потому что смазка лыж на холоде оказалась не самым приятным занятием. На этот кропотливый процесс у меня ушло где-то минут двадцать, если не больше, и кучу потраченных впустую сил - качество слоя мази оставляло желать лучшего. Но всё же момент истины настал. Мы стартанули...

Начали идти вдоль берега озера Травкино, вплотную к скалам, вдоль которых иногда попадались такие вот замёрзшие ручейки, представлявшие уже фотографический интерес. Как раз такой замёрзший ручеёк встретился у очередного препятствия в виде поваленных деревьев.

The Desire to Live by a.bannikov, on Flickr

Поначалу мы немного побаивались идти по льду озера, особенно на фоне рассказа о том, как Серёга однажды провалился под лёд, как раз в лыжном походе. Правда, тот поход был капитальнее: была большая группа, большая круглая палатка на восемь человек с печкой. Мы же были втроём, без печки и с обычной палаткой, так что сохнуть даже особо негде было бы. И тем не менее, настал момент, когда нам всё-таки пришлось ступить на лёд. Впереди был тупик, и дальнейший путь лежал только через озеро. Я пошёл первым. На поверхности льда хоть и было кучу воды, но лёд под этой водой был ещё достаточно прочным. Первый успешный переход по льду вселил уверенность участникам до конца всей поездки в том, что со льдом всё нормально.

A Rest Before New Obstacles by a.bannikov, on Flickr Along the Shores of Lake by a.bannikov, on Flickr

Возможность передвижения по льду будто бы развязала нам руки. Мы стали быстрее двигаться к цели, а настроение заметно поднялось. Лыжи частенько оказывались в воде, причём полностью, становясь на время водными и отбрасывая в процессе движения брызги в разные стороны. На озере попалась кем-то проложенная ранее лыжня, которой мы воспользовались. Вообще, сейчас мы были в этих местах пока в гордом одиночестве. Летом же здесь встреча со случайным туристом просто неотвратима. Правда летом не ко всем местам подойдёшь - берега озёр сильно заболочены. Зимой с этим проблем нет. Ходи где душе угодно.

Good Mood by a.bannikov, on Flickr

Вверху на фото - Сергей Иванович, а за его спиной виднеется перевал, разделяющий два озера: Травкино и Берёзовское. Вскоре мы достигнем этого перевала и окажемся по ту его сторону. И если подняться на него было ещё относительно просто, то спуститься было нетривиальной задачей. Мне пригодился мой горнолыжный опыт, хотя на таких лыжах за склон особо ничем не зацепишься, и приходилось съезжать так, как можешь, и никак не иначе. На перевале нас догнали два лыжника, которых мы увидели ещё в начале пути по льду озера. По их крикам было понятно, что спуск с перевала они выбрали экстремальный. Вскоре мы их видели уже исчезавшими вдаль, а сами, тем временем, сели на очередной перекус.

Three Birches by a.bannikov, on Flickr Stream by a.bannikov, on Flickr

За перевалом начиналось новое озеро - Берёзовское. Оно было уже гораздо шире, с островом посередине, и менее вытянутое, чем предыдущее. Рядом с островом была маленькая протока, на которую вот уж действительно наступать не хотелось, её лёд был гораздо более хрупким. Ближе к северному концу озера нам надо было уже менять направление и уходить влево, прямо в лес. Здесь же мы и наткнулись на лыжню, оставленную теми двумя лыжниками. Следы от лыж в лесу внезапно пропали, и начались глубокие следы от ботинок. "Тут они шли пешком", - подумали мы. "Но мы же круче", - потому прошли почти весь этот бурелом, не снимая лыж вообще.

Striped Mirror by a.bannikov, on Flickr

Прогулка по бурелому осталась уже за кадром. Нужно было преодолеть расстояние в километр, но он был отнюдь не простым. Поваленные деревья, глубокий снег, узкие проходы между скалами, остатки вырубок, земляные валуны, сломанные ветки - это ещё далеко не все препятствия, которые нам там попадались. Так мы вышли на озеро Долгое, где на одном из берегов уже обосновались наши "друзья". В ходе короткого разговора с ними выяснилось, что они только на два дня, а не три. Ну а нам нужно было найти место более укромное и спрятанное от людских глаз, чем у них. Ведь завтра нам предстояло оставить лагерь и продолжить движение к Ястребиному налегке. Подходящее место нашлось за деревьями и кустарником береговой линии.

Ночь была ясная, со звёздами и луной. В палатке, обёрнутой со всех сторон полиэтиленом, было очень тепло. Первое время иной раз ещё доносились голоса туристов и побрякивание котелка о ледяную корку... Но потом всё затихло и слилось воедино с крепким здоровым сном.