Антон (an_2) wrote,
Антон
an_2

Ан-2. Польские и китайские версии


Советскому Союзу нужны были страны с социалистической направленностью для продвижения в мире своих идей, поэтому наша страна постоянно искала новые пути решения вопросов сотрудничества для укрепления своих позиций на мировой арене. Одним из шагов к сотрудничеству со странами народной демократии стало подписание договора с Польшей на передачу документации и прав на производство Ан-2 по лицензии на заводе WSK PZL-Mielec (Polskie Zaklady Lotnicze) в городе Мелец. Почти одновременно с этим начали осваивать производство Ан-2 и в КНР. Таким образом, с 1958 года Ан-2 помимо СССР начал производиться в ещё двух странах. Оставим пока в стороне производство у нас и посмотрим, что же в это время делали там, "за бугром", и как у них это получалось.



Часть третья. Польские и китайские версии


Ан-2 с регистрацией SP-ANA - эталонный образец

Производство польского варианта началось в 1959 году, когда в Мелец прибыл первый эталонный Ан-2, послуживший образцом для правильной сборки первой серии из десяти машин. Машины собирались из деталей, поставляемых с киевского завода под контролем специалистов из Киева. Когда первая серия была одобрена, развернулось полномасштабное производство, в ходе которого машины строили теперь уже из польских деталей. Даже двигатели АШ-62ИР стали производить в Польше в Калише и Жешуве, а также винты. Темпы роста производства польского варианта поражали. На начало 1960-х уровень выпуска был порядка 400 экземпляров в год, в 1965-м достиг 500 экземпляров, в 1937 - уже 600 экземпляров. В феврале 1973 г. с завода PZL выкатили 5000-й экземпляр, а 24 сентября 1984 года - уже 10000-й! Всего в Польше было сконструировано 11915 экземпляров, 10440 из которых было поставлено в СССР.


Экспериментальный сельскохозяйственный самолёт LaLa-1

Инженеры предприятия из Мелеца не уставали вносить в конструкцию всё новые и новые изменения. Так, межремонтный ресурс планера самолёта Ан-2Р был продлён с 600 часов (1961 год) до 1500 часов (1970 год) и затем до 2000 часов (1973 год). Иной раз на основе Ан-2 выпускались модификации, не имеющие с прототипом почти ничего общего и радикально отличающиеся внешне.

Так, в 1971 году в Институте авиации был разработан интересный проект переделки самолета Ан-2 в летающую лабораторию Lala-1, предназначенную для определения влияния реактивной тяги на эффективность сельскохозяйственной техники. Самолёт имел два двигателя - спереди АШ-62ИР, и сзади, - турбореактивный АИ-25 с пусковым двигателем АИ-9. Проект был разработан группой под руководством польского инженера Jerzego Swidzinskiego. Этот необычный самолет полетел 10 февраля 1972 года только с поршневым двигателем, а 26 апреля 1972 года с обоими работающими двигателями. Самолет использовался в качестве лаборатории по отработке конструктивных решений сельскохозяйственного самолета PZL М-15 Belpchegor, который должен был прийти на замену Ан-2. Для переделки был выделен серийный Ан-2Р с заводским номером 1G12832. В том же году свой первый полёт выполнил ещё один "конкурент" в сфере сельхозприменения - польский PZL-106 Kruk. И даже с появлением новых самолётов PZL M-15 и M-106, производство Ан-2 на заводе PZL не прекратилось. Упали лишь заказы, но самолёты продолжали строить, так как спрос на них был всё ещё достаточно высок.

Ан-2 послужили и в польских ВВС. Первый самолёт они получили на аэродроме в Варшава-Окенче 31 декабря 1951 года. Количество бортов, которые находились на службе в польской армии, разнилось от года к году. Последний самолёт с бортовым номером 0852 (заводской номер 1G10852) поднялся в небо над Радомом 14 декабря 2012 года. Тогда же состоялась и официальная церемония выведения самолётов Ан-2 из состава польских ВВС, в которых они прослужили в общей сложности 56 лет.

19601965197019751980198519901995200020052010
842701151141038959261510
Распределение количества самолётов в польских ВВС по годам

Расшифровка заводских номеров польских Ан-2 на примере 1G140-25 следующая: 1 - ничего не значащая цифра; G - означает польское производство; 140 - номер серии; 25 - номер самолета в серии.


Nanchang Y-5

А что же творилось в это время в Поднебесной? Первую китайскую копию Ан-2 назвали Фонг Шу-2, документацию на производство которой передали в КНР ещё в 1956 году. В октябре 1957 года был построен первый самолёт с номером 0032001. 7 декабря он поднялся в воздух, а уже в марте 1958 года началось серийное производство. До конца года построили 229 самолётов в сельскохозяйственном варианте, а в следующем году - 114 машин в пассажирском варианте. Заводские номера этих самолетов включали семь цифр: первые две - номер серии, последующие - номер завода (320), затем указывался номер самолета в серии. Например, 1132006: 11 -серия, 320 - номер завода, 06 - номер самолета в серии.


Shijiazhuang Y-5B - модификация с "винглетом"

Поначалу выпуском самолёта занимался Nanhang Aircraft Manufacturing Corporation до 1968 года, потом производство переехало на Hafei Aviation Industry Co Ltd и оставалось там до 1970 года, а с мая 1970 китайский Ан-2 стал строиться на заводе Shijiazhuang Aircraft Manufacturing Corporation под обозначением Y-5 (Shijiazhuang Y-5). Темп производства был не настолько высоким, как у поляков - китайцы к концу 2002 года построили порядка 1100 самолётов. В настоящее время строится порядка 10-20 машин в год. С другой стороны, в КНР эти самолёты производят до сих пор, тогда как в Польше производство уже давно прекращено.

Довольно интересная из китайских модификаций - Shijiazhuang Y-5B-100. На неё ставилась более современная авионика, но главное усовершенствование - тройные законцовки на концах крыльев, которые, по уверению разработчиков, призваны увеличить скороподъёмность на 20% и улучшить аэродинамическое качество на 15%. Также разрабатывалась версия Y-5B с турбовинтовым двигателем, однако реализована так и не была. На данный момент вариант Y-5B-100 является самым совершенным вариантом Ан-2 в мире на сегодняшний день, не считая отечественного Ан-2МС. Но это уже пошла новая тема о модификациях, оставим её на потом. Она достойна отдельного рассказа. А на сегодня пока всё.


Предыдущие части:
1. Ан-2. Начало истории
2. Ан-2. Заводские испытания и первые серийные машины

Источники: airwar.ru, avia-simply.ru, aviatoru.at.ua, polot.net, lotniczapolska.pl, ru.wikipedia.org
Tags: Ан-2, история авиации
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments