Антон (an_2) wrote,
Антон
an_2

Ан-2. Начало истории


Пожалуй, нет в мире самолёта, построенного ещё в первой половине прошлого века и эксплуатирующегося при этом до сих пор, с такой богатой и разнообразной историей, сочетанием лётных качеств, неповторимых характеристик и возможностей разнообразного применения. Самолёт уже прочно вписал себя в историю как один из самых легендарных самолётов не только в СССР и в России, но и во всём мире. Как вы могли уже догадаться, речь пойдёт о величайшем творении ОКБ О.К.Антонова - Ан-2, он же "Аннушка".


Пролог


Так уж сложилось, что в последнее время меня с авиацией связывало одно занятие - парашютные прыжки. Благодаря им, удалось много раз полетать на Ан-2 и получить от этих полётов истинное удовольствие. Во время таких полётов можно было ощутить себя в прошлом, когда ещё существовали регулярные воздушные пассажирские перевозки между недалёкими областными центрами. Перемещаться во времени человечество пока не научилось и вряд ли научится, но мы можем копнуть глубоко в историю, и мысленно там оказаться. Обстоятельства сложились так, что ничего вечного в этой жизни не бывает, а позади нас остаётся лишь история. Поэтому давайте остановимся на приятных моментах - самолёт дожил до наших дней, в отличие от многих его советских "собратьев". Пока готовил материалы, вычитал про Ан-2 очень много интересного и узнал много нового, чего раньше никогда и не подозревал. Наиболее интересными моментами решил с вами поделиться. Все фото в этом посте, кроме заглавного, взяты с просторов Интернета, и являются собственностью их авторов.

Часть первая. Довоенный и послевоенный СХ-1 и ОКА-38. 1936-1940 год



"Лиг-10" в проектной стадии


История этого легендарного самолёта началась ещё до второй мировой, как бы парадоксально это ни звучало. В 1936 году был спроектирован и построен самолёт Лиг-10 конструкции А.Г.Бендунковича, и в 1937 году были успешно проведены его испытания. Объемный фюзеляж этого самолета, его способность поднимать почти до тонны груза с небольшого летного поля, позволяли с уверенностью пророчить Лиг-10 яркое будущее. Учитывая особенности того времени, когда значение сельского хозяйства для страны лишь возростало, самолёт был переименован в СХ-1 ("СельскоХосяйственный модель 1) с целью его продвижения. Однако пойти в серию ему было не суждено: в наркомате авиационной промышленности считали, что лётно-технические характеристики СХ-1 современным требованиям не соответствуют, а бипланная схема уже морально устарела. Так прошло несколько лет, довольно непростых, как мы помним по этому периоду времени. О самолёте временно забыли...


Самолёт "Лиг-10". Первое воплощение идеи многоцелевого биплана с коротким разбегом


В 1940 году вновь вернулись к идее создания машины с коротким разбегом и грузоподъёмностью 1500 кг для обслуживания труднодоступных районов страны. Задание поручили О.К.Антонову, работавшему тогда на авиационном заводе №34 в Ленинграде. При составлении этого задания, Антонова попросили построить самолёт с лётно-техническими характеристиками (ЛТХ), аналогичными немецкому Fi-156 Storch. Самолёт обозначили как ОКА-38 (от инициалов главного конструктора - Олег Константинович Антонов). Самолёт прошёл все необходимые испытания и поступил в НИИ ВВС, где подтвердили соответствие ЛТХ требуемым. Однако потом началась война, полностью изменившая ход истории. Про проект ОКА-38 пришлось на время отложить...


Fi-156 Storch. Обратите внимание на сходство профилей крыла и конструкций предкрылков



ОКА-40 и новый СХ-1. 1940-1947 год


За год до начала войны коллективом ленинградского завода №23 был разработан эскизный проект под названием ОКА-40, позже получившим обозначение "Самолёт 4". Прототипом для этого проекта послужил тот самый СХ-1, разработанный в 1936 году и не пошедший в серию. Если посмотреть внимательно на фотографии, можно в немецком Fi-156 проследить знаменитые автоматические предкрылки, появившиеся позже на Ан-2, а также похожий профиль крыла. У новой машины предполагался двигатель М-62Р в 800 л.с. и трёхлопастной воздушный винт диаметром 3 м. Полезная нагрузка предполагалась 800 кг груза, или 10 солдат в полном снаряжении, для которых имелась большая дверь по левому борту. Тогда, в начале войны, проект отклонили из-за малой максимальной скорости полёта (300 километров в час), потому как тогда лозунг был "выше, дальше, быстрее всех". Приоритеты в авиастроении были теперь нацелены на высокоскоростные истребители и тяжёлые бомбардировщики.

Во время войны у О.К.Антонова были другие задачи. Но иногда он урывками успевал делать какие-то расчёты и продолжать заниматься проектом. Перечитав в годы войны некоторые труды по аэродинамике и отчет по испытаниям модели биплана Р-5 с вращающимся винтом в аэродинамической трубе ЦАГИ, Антонов еще более убедился в правильности выбранной схемы. "Я поразился, какое огромное значение имеет обдувка винта именно для биплана, - вспоминал Антонов. - Сам фюзеляж имеет маленькую подъемную силу, а рядом крылья - большую. Таким образом, существует провал в подъемной силе. Это страшно не выгодно и для аэродинамического качества, и для подъемной силы. А когда винт работает, он как бы заполняет эту пустоту, получается отличное распределение подъемной силы, и сразу все получается очень хорошо."


Первый прототип Ан-2: "СХ-1". 1947 год


Лишь после войны ситуация изменилась - тихоходный многоцелевой самолёт с коротким разбегом оказался снова востребован, и проект "Самолёт 4" был возобновлён. В 1945 году О.К. Антонов, будучи заместителем главного конструктора ОКБ-115, обратился к А.С. Яковлеву с предложением разработать самолёт собственной конструкции. После получения согласия, проект "Самолёта 4" был полностью переработан. От прежнего проекта осталась только бипланная схема. В марте 1946 года новосибирский филиал ОКБ-115 был преобразован в самостоятельное ОКБ-153. Его главным конструктором был назначен О.К.Антонов. Лишь с третей попытки от замыслов проект перешёл в стадию воплощения в жизнь: первый прототип, обозначенный СХА, был построен в 1947 году, с двигателем АШ-62ИР мощностью 1000 л.с. 31 августа 1947 года лётчик-испытатель П.Н.Володин впервые поднял его в небо. В декабре в НИИ ВВС начались его Государственные испытания, которые продолжались до марта 1948 года. 23 августа 1948 года самолёт под обозначением Ан-2 был принят на вооружение ВВС и на снабжение ГВФ. Серийное производство было организовано на заводе №473 в Киеве. Первый серийный Ан-2 (в транспорном варианте) впервые поднялся в небо 6 сентября 1949 года. Так начался великий путь в истории великого самолёта...


Следующие части:
2. Ан-2. Заводские испытания и первые серийные машины

Источники: airwar.ru, alternathistory.org.ua


Tags: Ан-2, история авиации
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments