Антон (an_2) wrote,
Антон
an_2

Двести метров высоты

Когда мы утром увидели то, в каком красивом месте мы стояли, стало понятно, что все вчерашние усилия стоили того, чтобы здесь оказаться. Ясное синее небо, полное безветрие, тишина, лишь изредка нарушаемая кряканьем уток, игриво потрескивающий костёр... Всё это настраивало на полное расслабление и отрешение от мирской суеты. Единственное, что не давало полностью уйти в забвение, так это мысль о перевале. Нужно было возвращаться в реальность и настраиваться на суровость.

В планах сегодняшнего дня было набрать двести метров, перевалить через перевал и спуститься в долину реки Сумдайрагийн-Гол. Казалось, что по горизонтали нам нужно было переместиться совсем немного, до горки было словно рукой подать: вот она, пойди и обойди её через верх. Но это был явный оптический обман, и в конце дня это подтвердилось. На самом деле день был одним из самых трудных по физической нагрузке. Начиналось всё довольно безобидно: мы ехали неспеша и катили велики там, где ехать было трудно, специально наперёд экономя силы для вечернего подъёма. Ради экономии сил мы двигались в горку так медленно и останавливались для питья так часто, что пастуху, ехавшему на лошади в один из этих домов, не составило никакого труда догнать нас.

Near shepherd's home by a.bannikov, on Flickr

Как часто у нас бывало в этой поездке, мы ориентировались по дороге к нужному нам месту, обозначенной на топокарте пунктиром. И, конечно же, в реальности от этой дороги мало что оставалось. Если быть точнее, то совсем ничего, либо мы просто её потеряли из виду, но через некоторое время мы передвигались уже просто по каменистой почве пока ещё маленьких горок. Там, где должна была проходить дорога, сейчас стоял деревянный забор, за ним юрты, из которых к нам прибежала собака и облаивала до тех пор, пока мы от юрт не отдалились на достаточное расстояние. Потом подъём, и вновь река и болото, которое с наскоку ни перейти, ни переехать. Мне удалось-таки найти через неё путь после интенсивного виляния между кочками, другим же повезло меньше, и они переходили болото без обуви. После болота мы сделали остановку, ну а я пока снял пейзаж с болотом в белых цветах с красными стебельками.

Nice meadow by a.bannikov, on Flickr

На этом этапе уклон усилился, и Серёга как организатор принял волевое решение: мужская часть коллектива берёт на себя рюкзаки девушек, чтобы те катили свои велосипеды без рюкзаков - так мы уравняли наши силы. Со стороны парни смотрелись довольно массивно с большим рюкзаком на плечах и таким же по размеру рюкзаком на своём велосипеде. В такой конфигурации мы ползли через перевал до самого верха.

По понятным причинам фото до самого окончания перевала не было, да и снимать особо нечего было. Мы вошли в лес, про езду как таковую можно было уже забыть - только кат с частыми передышками. В лесу была тропинка, или её подобие, уж не знаю, но она то пропадала, то вновь появлялась. Как ни странно, в лесу ещё были следы цивилизации: тропинки, деревянный забор для загона скота, спиленные деревья. Тяжелее всего было ломиться сквозь маленькие колючие кустарники - именно они придавали горам красноватый цвет склонов, если смотреть на них снизу. Был риск проколоть колесо велосипеда, но, слава богу, обошлось - совсем не хотелось после такого осуществлять ремонт покрышки на склоне горы.

В самом конце подъёма неожиданно появилась автомобильная колея. Где она была раньше, совершенно непонятно, более того, чёткого начала колеи не было видно, как будто машину сюда доставили на вертолёте. Но её конец был чётким и понятным, как раз там, куда нам надо было перевалить. Последние десятки метров дались тяжелее всего, и вот, наконец, верх перевала торжественно достигнут! Оттуда был неплохой вид, который впечатлил своим рельефом: внизу была наша долина, куда нам нужно было спуститься, а от неё вдаль уходило много-много маленьких холмов с миниатюрными озёрами правильной формы. Ещё тогда при виде этого пейзажа я подумал, что следующий день может оказаться не менее тяжёлым, если мы все эти горки будем преодолевать. Думаю, Серёга подумал о том же, но промолчал. Остальные, судя по всему, не придали этому пейзажу никакого значения. И мы поехали вниз, наконец-то уже своим ходом. На горке попалось вот такое вот дерево. Хотел, чтобы проработались ещё и белые цветы, но они оказались не в фокусе. Фото всё равно решил оставить, мне показалось, что-то в нём всё же есть.

White flowers and lonely tree by a.bannikov, on Flickr

Внизу нас ждал крайний за этот день брод. При его переходе я порвал свои тапки, которые пришлось потом ремонтировать с помощью верёвок. Мы чуть проехали вглубь долины и упёрлись в небольшой лесок из низкорослых деревьев. Серёга сходил на разведку и быстро оттуда вернулся: "там кирпичный дом, капитальный". Одновременно с этими словами на горизонте показался жёлтый огонёк, который двигался, увеличиваясь в размерах, сопровождаемый слабым тарахтящим звуком. Через пару минут возле нас уже был мотоциклист в камуфляжной форме, который по-русски спросил паспорта. Оказалось, что мы вплотную подошли к особо охраняемой зоне, и ставить палатки рядом с этим домиком было нельзя. Поэтому мы встали метрах в двухста на соседнем склоне в прямой видимости домика. Лай собаки со стороны домика внушал спокойствие, будто мы были под охраной, и мы стали собирать палатки.

Вдруг из чащи леса выше по склону стали периодически доноситься странные звуки. То ли стук пустых пластиковых бутылок, то ли звук падавших камней с сухого курумника, понятно было не сразу. Серёга "ухал" им в темноту, словно отпугивая медведя, но ответа не последовало, и это нас насторожило ещё больше. Я на всякий случай приготовил ракетницу: мало ли кто там, вдруг какой-нибудь нелегал хочет пересечь границу с китаем. Была версия и о том, что это пограничники делают обход. По логике вещей, если бы к нам кто-то шёл, мы бы уже его давно увидели, но звук был, а человека не было, и мы забили на всё это и занялись своими делами. И только в самом разгаре нашего ужина, когда у всех в мисках и кружках уже дымились вечерние макароны с тушёнкой, перед нами предстало три "всадника апокалипсиса". Молча посмотрели, переглянулись, и ускакали на своих лошадях. Это были звуки копыт об камни курумника!

Продолжение следует!

Предыдущие части:
1. Монгольский Алтай
2. На Хотоне
3. Единственная днёвка
4. Переезд
5. День пятый. Застава, пьяный всадник, дети и