Антон (an_2) wrote,
Антон
an_2

Камчатка-2013. Часть 4. Перевал Толуд

Утром наступил наш четвёртый день на Камчатке. Первая по-настоящему суровая ночёвка была уже позади, и мы верили в светлое будущее - всё же погода не могла так долго быть такой дождливой, а небо - таким беспросветным... Было двоякое ощущение: и не хочется вылезать из палатки, потому что снаружи очень мокро и холодно, но при этом и не хочется оставаться на месте, потому что мокро и холодно :) поэтому надо идти дальше, и только вперёд. Сегодня был тот день, когда с нами случились приключения, запомнившиеся на всю жизнь.

Перевал Толуд - это самый первый из перевалов на стандартном маршруте, идущим по обходу Толбачика. Он соединяет склоны Плоского Толбачика с юго-восточной стороны и склоны Большой Удины с западной. Высота над уровнем море порядка 1330 метров в верхней точке. На нашем пути в тот день он должен был стать конечным пунктом, ибо в районе вершины перевала должна была быть в теории избушка, в которой мы могли просушить свои вещи и переночевать. Во всяком случае, нам так соориентировали её месторасположение. И мы поставили себе сегодня цель дойти до неё любой ценой, во что бы то ни стало.

Дождь не прекращался. Лишь иногда он переставал на несколько минут, но потом начинался снова. Мой фотик лежал в рюкзаке и в кобуре, чтобы на него не попадала влага, и снимать в такую погоду как-то по-прежнему не хотелось. Серёга иногда снимал. Благодаря ему у меня есть возможность показать хоть какие-то кадры, сделанные в тот день.

Несмотря на дождь, желание исседовать окружающую природу не пропадало. Ведь осенние краски - красные, жёлтые, зелёные, коричневые, - они были повсюду и радовали глаз. И настроение в такие минуты поднималось, и боевой дух. Это было уже совсем не то, что в первый ходовой день.

Как-то по роковому стечению обстоятельств, в тот день мы много говорили о медведях. Вспоминали вчерашние следы, кучи, рассказывали друг другу анекдоты про медведей и охотников...

Наш путь от места прошлой ночёвки до перевала пересекало множество русел рек. Прошлогодние ледники растаяли почти, новые ещё образоваться толком не успели, поэтому русла были почти без воды - лишь иногда по ним протекали мелкие ручейки. Мы залезли на маленький пригорок для съёмки панорамы. С него открывался хороший вид, просматривалась вся местность во все стороны. Впереди виднелся перевал Толуд, вдоль которого уходило вверх основное русло. Сзади за нами где-то далеко внизу была предательски хорошая погода - просветы в облаках были видны даже отсюда. Но, как по иронии судьбы, почему-то хорошо было везде, но только не здесь.

Дорога вверх по перевалу была долгой и однообразной. В какой-то момент мне показалось, что большой чёрный камень слева под склоном Толбачика на вершине перевала - это и есть долгожданная избушка, и мы взяли курс на неё. Но это был, увы, лишь камень. Мы всё шли, под ногами болотистая почва с множеством лужиц, в которые то и дело попадали и без того уже насквозь мокрые кроссовки. По ширине перевал был очень большой - казалось, будто мы идём по огромному полю, скорее напоминающему степь по своей широте и размерам. И что странно, по ходу нашего продвижения вперёд по всем законам должен был начать показываться ландшафт за горизонтом перевала, а он всё не показывался, словно этот перевал был бесконечный. В какой-то момент времени дождь стал дождём со снегом. Вот уже вроде бы и склоны вулканов вдоль перевала начали расступаться, сейчас мы должны что-то увидеть...

Вместо избушки и закончившегося перевала мы увидели огромное количество более мелких русел рек с Толбачика, соединявшихся с основным руслом. Они пересекали перевал Толуд так, что пройти их можно либо по верхам склонов гор, что не вариант с рюкзаками, либо напрямую через них самих, спускаясь и поднимаясь по оврагам. Мы выбрали второй вариант. Спустившись так в один из таких оврагов, мы увидели очередную кучу медвежьего помёта и следы рядом. Причём, и следы, и куча, были свежими, это было заметно. Буквально в паре метров оттуда ещё один такой же "натюрморт". Ещё в одном овраге ситуация повторилась. Тут мы уже стали думать, что не бывает так, чтобы вокруг было столько следов пребывания косолапых, и при этом чтобы мы их ни разу не увидели. Хотя, встречаться с ними совсем не хотелось. Однако, судьба решила иначе...

Поднявшись из очередного такого оврага, и оценивая оставшееся количество русел, которые необходимо ещё перейти, мы заострили внимание на двух ярко выраженных силуэтах. Это были не люди и не собаки. Эти силуэты ни с чем спутать было нельзя - это были два медведя: один побольше, другой поменьше. Вероятнее всего это были самец и самка. Они были от нас достаточно далеко, но всё это относительно, особенно когда тебя и их разделяет лишь расстояние. Из средств защиты от медведей у нас было только четыре фальшфейера, и ракетница "сигнал охотника", так что, рассчитывать было особо не на что.

Завидев нас, один из медведей ринулся в овраг и скрылся из виду. К этому моменту мы успели отойти назад и вернуться на один овраг ближе к начальной точке, где мы начали пересекать эти русла. Но, учитывая, что медведь может развивать скорость до 50 километров в час, убежать от него было бы невозможно, поэтому перспектива оставаться на месте была совсем безрадостной. Применить ракетницу или фальшфейер? Это наоборот, могло лишь привлечь их внимание. В общем, мы отступали. Мы двигались неспеша, размеренно, спокойно, к начальной точке, поближе к склону Толбачика, периодически оглядываясь на теряющие очертания в слабом свете сумерек русла. Медведи были уже ближе к нам. Они предательски неспешно перемещались в нашу сторону, словно зная, что их добыча уже никуда от них не уйдёт. Так ли совпало, что они хотели по перевалу спускаться вниз, а мы вверх, или же они специально двигались к нам, чтобы нами поужинать, мы не знали. Нужно было покинуть то место как можно быстрее.

Пока что решили двигаться как можно ближе к склонам гор, посматривая всё время назад. У самого подножия горы был довольно большой камень, за которым мы решили спрятаться на первое время. От начала оврагов до камня мы дошли почти бегом, слегка пригнувшись к земле. Когда мы оказались за камнем, стало чуть легче, хотя и ненамного. Блиц-план созрел такой: мы оставляем здесь рюкзаки, берём лишь самое необходимое с собой: деньги, документы, фотоаппараты, тёплую одежду на ночь (ночь предстояла бессонной), и уходим в горы, возвращаясь таким образом через верха к точке нашей заброски у Клешни. Далее мы должны были позвонить Юрию Александровичу по спутниковому телефону, чтобы сообщить о необходимости экстренной эвакуации. Так и порешили.

Я достал всё самое необходимое, и сложил в первый попавшийся под руку целлофановый пакет. Под тяжестью и обьёмом вещей он тут же порвался, пришлось нести его в скрученном виде. Серёга тоже собрал свой "вещьпакет", и, оставив рюкзаки лежать у камня, мы полезли вверх в горы... Я не верил в происходившее, но это было на самом деле. Пока мы лезли вверх, мы несколько раз оглядывались на то место, где последний раз видели медведей, и нам казалось, что они "пасутся" всё там же... а может это были просто два чёрных камня, похожих на медведей... В любом случае, нам тогда медведем казался чуть ли не каждый камень, и у нас была полная уверенность в том, что они нас всё ещё ищут. Так ли это было на самом деле, мы теперь уже не узнаем, и тогда этого не знали. Подгоняемые страхом быть съеденными заживо, мы всё выше и выше лезли вверх, посыпаемые мелким снегом...

Когда мы достигли границы облака, решили сделать остановку для передышки, чтобы в очередной раз осмотреться. Снизу нас в облаках видно не было, так что можно было вздохнуть спокойно. Стали думать. Наконец-то "включился мозг", и стал анализировать ситуацию. "Ну вот что мы сейчас пойдём, оставив здесь много дорогих нам вещей: спальник, палатку, одежду, кучу недешёвого снаряжения, собранного за несколько лет походов", - по-своему думал каждый из нас. Жалко было со всем этим расставаться, да и страху стало уже меньше. Мы стали думать, как можно улучшить ситуацию, и нашли решение. Нам его "подсказала" гора, на которую мы лезли. Сам же Толбачик и помог. Сверху, в месте, откуда вытекали русла рек, уже давно лежал снег. Погода там была явно не для прогулок, и еды для медведей, судя по всему, там тоже не было. Для чего медведи спускались вниз по перевалу? Чтобы уйти от непогоды, чтобы добраться до более комфортных условий, поближе к еде, которая внизу ещё была. Вверху в снегу никакой еды уже не было. Это был наш единственный выход. Да, опять в холод, да, условия для нас некомфортные. Да, опять холодная и бессонная ночь в палатке. Но мы зато останемся живы. Так и порешили.

Когда мы оказались вновь у камня, было почти совсем темно. Времени на укладывание вещей в рюкзак не было, часть вещей несли в руках. Двигаться по камням пришлось на ощупь, фонарики включать было нельзя. Дойдя до снеговой линии, мы начали пересекать русло реки. Здесь, на высоте, русло было ещё одно, это там, внизу, оно распадалось уже на много мелких, поэтому перейти по этой части было проще. Достигнув другого конца русла, мы поднялись вверх по небольшому склону, перелезли через хребет, и оказались в небольшом овраге, присыпанном снегом. Место для палатки не идеальное, но вполне терпимое... Тут медведи, конечно, уже не ходили, да и вряд ли сюда пошли бы. Палатка была расставлена быстро, все вещи убраны внутрь. Закреплять в этот раз не стали по понятным причинам - вдруг медведь всё же решит наведаться сюда. Готовить еду не стали, поели лишь орешков, запив их водой, и легли спать.

Ночью палатку сильно трепыхало ветром, хотя уже не так, как предыдущей ночью. Сначала слышался отдалённый гул ветра, очень низкочастотный, прям "пробирающий" звук. Потом он резко затихал - ветер пересёк долину и достигнул хребта, за которым стояла наша палатка, а потом палатку начинало трясти несколько раз из стороны в сторону. Так было почти всю ночь. Ночью нас накрыло облако, из которого повалил снегопад. Утром облако не исчезло, выпало 12 сантиметров снега, изрядно припорошив палатку. Сквозь разрывы в облаке всё же было видно, что весь Толуд был теперь в снегу. Решение было принято ещё накануне вечером, а этим утром оно лишь подтвердилось - мы возвращаемся обратно.

Утром Серёга выяснил по телефону, где всё-таки была эта избушка. Оказывается, она располагалась ещё до Толуда далеко внизу, в ольховнике. Поскольку мы избегали ольховников в силу их медведоопасности, мы её и не заметили сначала. Да и что там увидишь в плохую погоду, не зная координат. Но сейчас мы точно знали, где она, и решили идти туда. Там просушим вещи, одежду, и покумекаем, что делать дальше.

Обратно возвращались той же дорогой, ибо другой не было. Мы оба как-то облегчённо вздохнули - всё же уже светло, есть какая-то определённость, да и самое худшее уже позади - дважды таких встреч с медведями в тех же местах не бывает. Как же наивно было так полагать... После вчерашней ситуации, мы смотрели на окрущающие горы и перевал совсем по-другому. Я пристально вглядывался в каждый камень, каждую чёрточку рельефа... Как оказалось, моя внимательность оказалась полезной. Почти на том же самом месте, мы снова увидели медведей. Но на этот раз их было... целых три! Медведица с двумя медвежатами, что может быть опаснее! Мы опять залезли на гору, и стали ждать, пока они пройдут. Шли они предательски медленно. Один медвежонок что-то вынюхивал в русле реки, другой медвежонок и мама уже ушли вперёд, остановились, и ждали только его. Наконец, вся троица скрылась за склоном вулкана - можно идти. Не тут-то было! На горизонте вверху Толуда показался ещё один медведь, на этот раз самец! Он был ещё далеко, но целенаправленно шёл по Толуду вниз, пересекая овраги, и становясь всё ближе и ближе к нам. Нужно было либо пережидать снова, либо пытаться проскочить между двумя группами медведей. Мы рискнули и выбрали второе.

Вернувшись вниз, мы быстро спустились в одно из русел, чтобы нас сверху не было видно. Тут, конечно, была опасность встретиться носом к носу, если какой-нибудь медведь вдруг решит спуститься в русло, но приходилось рисковать. Ракетница и фальшфейеры были распиханы по карманам, и готовы к экстренному применению. К счастью, в овраге нам никто не попался. Мы шли перпендикулярно перевалу, как раз между медведями, держа направление на Большую Удину, к основному руслу реки. Всё-таки на той стороне основного русла должно быть поспокойнее - это мы так считали. Когда мы вылезали из русла на тот "берег", к самому подножию склонов Большой Удины, мы вновь увидели всё происходившее на поверхности. Медведица с медвежатами внезапно решила вернуться, и пошла почти прямо к нам. Только мы залезли на "поверхность" у места, соединяющего маленькое русло, по которому мы сюда дошли, с основным, как медведица с медвежатами решили проведать, что же там в маленьком русле, и спустились прямо в него! Более того, эта группа медведей пошла по руслу, по которому мы только что сюда добрались, но в противоположном нам направлении (то есть, к Толбачику). Поднимись мы сюда пяти минутами позже, и расходиться с ними пришлось бы уже в самом русле! Вспоминается фильм "Экипаж", когда самолёт улетал из Bidri, когда после отрыва от полосы через пару секунд взорвался нефтезавод, и пламя накрыло аэродром полностью.

Путь до избушки получился зигзагообразный. По прямой мы двигаться не могли, поскольку даже на той стороне нам всё время попадались группы медведей с разных сторон. В итоге мы насчитали семь (!) неповторяющихся (уникальных) медведей. Если считать с повторениями, то больше десяти. Столько медведей в своей жизни я не видел даже в зоопарке. Избушка находилась в ольховнике - мы её заметили ещё с предгорья Большой Удины, когда залезли чуть вверх в очередной раз оценить обстановку. Дошли до избушки мы только часам к пяти вечера. Как ни странно, но на другой стороне за основным руслом реки мы не встретили больше ни одного медведя. Все они остались на Толуде. Будто бы там был для них оазис. А может, это была их массовая миграция. Кто знает... Да и какая теперь разница.

Прошу прощения, что рассказ был таким длинным - не мог в меньший объём уложить эту историю, да и два дня сразу было бы логичнее сюда впихнуть, ведь они взаимосвязаны. Завершая эту часть, забегу немного вперёд, вспомнив эпизод, когда мы переходили новую лаву и решили снять панораму, на которую попадали наши тени. Эти тени никак нельзя было убрать из кадра в том ракурсе, и я расстроился. На что Серёга мне сказал: "А что, тени от нас это не так уж плохо. Это значит одно: мы ещё живы!".

Другие части рассказа:
Камчатка-2013. Часть 1. Дорога
Камчатка-2013. Часть 2. Мёртвый лес
Камчатка-2013. Часть 3. Первый ходовой день
Камчатка-2013. Часть 5. Ветер перемен
Камчатка-2013. Часть 6. Зима спускается на нас
Камчатка-2013. Часть 7. Ёжик в тумане
Камчатка-2013. Часть 8. Неожиданный поворот!