Антон (an_2) wrote,
Антон
an_2

Камчатка-2013. Часть 3. Первый ходовой день

Осторожно сгрузив рюкзаки по приставной лестнице, мы по-очереди вылезли из вахтовки. Сразу пришлось надеть наши плащи-дождевики, это был для меня самый неприятный момент в начале похода, потому как я очень сильно рассчитывал на улучшение погоды. От этого разочарования я даже спрятал свой фотоаппарат подальше в кобуру, которую убрал в рюкзак, и снимал в тот день очень редко, как и в последующие дни в плохую погоду. Группа, которая с нами сюда поднималась, уже успела нас обогнать и уйти вперёд, пока мы снимали интересные лавовые фактуры. Они приехали сюда только посмотреть последствия прошлогоднего извержения, и поэтому им не были интересны всякие детали на пути до эпицентра извержения. Мы же, пока лезли наверх медленно за ними по той же тропе, часто останавливались для фотосъёмки. Я тоже пару раз всё-таки достал камеру и сделал пару-тройку кадров, прикрывая ладонью руки объектив и корпус камеры от дождя. Эпицентр прошлогоднего извержения находился на седловине, до которой было минут двадцать ходу, совсем близко от Клешни. С рюкзаками и остановками для фотографирования вышло немного побольше - группа уже посмотрела лаву, и возвращалась назад навстречу нам. Получив информацию от Юрия Александровича о том, где лучше переходить лаву, мы попрощались с группой навсегда, и дальше пошли уже одни.

Переход был довольно стрёмным. Пару раз корка магмы под нашим весом трескалась, и нога немного проваливалась вниз. Мы держали дистанцию друг от друга, чтобы распределить таким способом нагрузку на одну и ту же область. К этому моменту погода стала ещё хуже - к дождю добавился сильный ветер и открытое пространство лавы ему способствовало. Облака набегали с противоположной стороны склона, закрывая от нас сопки, оставшиеся за нашими спинами. А мы всё медленно, но верно, двигались дальше к другой стороне лавы. Дождь хлестал по плащу-дождевику так сильно, что ничего не было слышно на расстоянии, а чтобы что-то сказать моему другу, приходилось близко к нему подходить, потому что докричаться было невозможно. Облака быстро бежали прямо по поверхности склона, перелетая через перевал со стекавшей через него с двух сторон лавой. Сквозь них мы увидели мельком ориентир, на который нам надо было держать направление. Как только направление подкорректировали, дождь стал хлестать уже в лицо, и двигаться вперёд было очень трудно. Вот так мы и двигались к цели, уже одни, наедине с природой...

Другой "берег" лавы всё-таки настал, мы нашли торчащие острые скалы с выступами, за которыми можно было хоть немного спрятаться от непогоды, и перевели дух, поев сухофруктов для поднятия настроения. Дальше путь был однородным и неприятным, во всяком случае, для меня. Тропы, как таковой, уже не было, и мы шли, просто выдерживая нужное направление. По пути попадались интересные овраги. В некоторых из них были следы прошлых снежников, которые выглядели как много маленьких впадинок в явно выделяющейся среди прочего толще пепла. Были и живописные русла ручьёв, у которых мы иногда останавливались для отдыха.

Апофеозом дня, уже под вечер, стал поиск места для палатки и установка лагеря. Проблема была в том, что по-настоящему безветренного места нигде не было. У одного места, где почти не было ветра, я настаивал на том, чтобы мы ставили лагерь именно здесь, но Серёга был против, аргументируя это тем, что ещё есть достаточно времени этого светового дня, и мы можем пройти подальше. По факту оказалось, что это было единственным почти безветренным местом на этой части склона. Попытки найти вечером место с такими же параметрами успехом не увенчалось, и пришлось ставить палатку где придётся. В первой понравившейся нам ложбине мы наткнулись на медвежьи следы в виде следов от когтистых лап и помёта. Следы были настолько свежими, что в сыпучей структуре пепла отчётливо проглядывался каждый коготь, причём следы были очень глубокими. Времени, вероятно, прошло не более пяти минут с посещения этого места медведем. В соседних ложбинах места для установки палатки оказались менее удачными, и пришлось идти на риск. Когда собирали палатку, ветер был такой силы, что я уже не мог её удерживать двумя руками - парусность у палатки была слишком большая. Пока я держал палатку, Серёга сходил повыше в поисках более безветренного места. Когда он вернулся, я палатку прижимал к земле уже коленями, только чтобы она не улетела. Мы решили её сложить дугами друг к другу, чтобы получился плоский полукруг, и в таком виде перенести на новое место. Одев рюкзаки, мы медленно поползли по склону вверх против ветра, неся палатку двумя руками, и держа её впереди себя как какое-нибудь сокровище, которое не дай бог уронишь или выпустишь из рук. Со стороны это выглядело как будто мы несём какой-нибудь тяжёлый камень на вершину горы. Пару раз я падал, потому что ветер меня сдувал вместе с моим рюкзаком. Скорость перемещения вверх была пару километров в час, не больше. Худо-бедно всё-таки донесли. Потом один держал, другой бегал за камнями. Было принесено порядка двадцати тяжёлых булыжников из близлежащего устья ручья. Все верёвки, имевшиеся на палатке, были привязаны к булыжникам, для каждого булыжника в пепле была вырыта яма. Колышки тоже были придавлены булыжниками сверху, по одному булыжнику на каждый колышек. Потом мы закопали наши укрепляющие конструкции в ямы, и присыпали сверху горкой пепла. Теперь палатка была закреплена надёжно.

Ночью мы пытались просушить нашу одежду, промокшую насквозь к концу дня, но при стопроцентной влажности это было просто невозможно. Здесь погода играет по своим правилам. Если обычно к вечеру погода улучшается, то здесь это может быть не так. Первую половину ночи ветер был почти такой же силы, как накануне вечером. Палатка от ветра пригибалась к земле настолько сильно, что я в своём спальнике чувствовал, как верхняя часть стенки ударяет мне по лицу. Глубокой ночью ветер чуть стих, но ненамного, а дождь сменился снегом с дождём. Я спал во всей одежде, которая только у меня была, и всё равно холод добирался до тела, и не давал заснуть. К раннему утру мне, наконец, удалось провалиться в сон. Когда я просыпался, вокруг картина была та же: раздираемая ветром палатка, капли дождя, бьющие по стенкам то с усиливанием, то с затуханием, темень, сырость снаружи и внутри. Но всё-таки ещё оставалась надежда: может быть, утром распогодится. И мы в неё верили...

Новая лава извержения 2012 года, панорама

Пепловые овраги и следы от растаявших снежников

Устье ручья

Вид с места первой нашей ночёвки на Толбачике

Другие части рассказа:
Камчатка-2013. Часть 1. Дорога
Камчатка-2013. Часть 2. Мёртвый лес
Камчатка-2013. Часть 4. Перевал Толуд
Камчатка-2013. Часть 5. Ветер перемен
Камчатка-2013. Часть 6. Зима спускается на нас
Камчатка-2013. Часть 7. Ёжик в тумане
Камчатка-2013. Часть 8. Неожиданный поворот!