Антон (an_2) wrote,

• Location:
  • Mood:

По озёрам Карельского перешейка

И снова пишу я вам, дорогие друзья, чтобы рассказать о путешествии. Ведь совсем недавно мы с Машей вернулись из недельного похода по Карельскому перешейку. Впечатлений столько, что по возвращении домой меня переполняли эмоции от пережитого, да и мою спутницу тоже. Ну и кто ещё не был на Карельском перешейке, может узнает что-нибудь для себя новое.

Бывалые туристы знают, что Карелия - это природа многочисленных рек, озёр и скал в преимущественно хвойных лесах. На Карельском перешейке природа почти такая же. Больше всего поражает количество и разнообразие озёр в этом регионе, многие из которых лежат в окружении скал. Вся местность была сформирована во время ледникового периода в результате движения ледника, так что природа сама ещё давно определила то, как будут выглядеть эти места. Добравшись на электричке-экспрессе до Кузнечного, мы сошли на платформу и начали наш путь, немного пройдя вперёд вдоль железки и завернув через переезд на асфальтированную дорогу. Так мы по этой дороге дошли до Богатырей, где мы свернули с асфальта на грунтовку, уводившую нас в глубину леса с каждым шагом всё дальше и дальше от цивилизации...
На самом деле судьба этих мест несколько трагична: в 2010 году здесь прошёл крупный ураган, поваливший огромное количество деревьев. Ветер был такой силы, что деревья были вырваны с корнями и повалены на землю. Проходя по тамошним лесам, мы очень часто видели такую картину из валяющихся огромных стволов деревьев, зачастую прямо на дороге. Поэтому дорога наша была усложнена, с одной стороны, поваленными деревьями, с другой - следами деятельности лесовозов. Огромные "КРАЗы" увозили по этим грунтовкам лес на переработку. Лесовикам повезло: ураган им очень сильно упростил работёнку, приезжай себе и только распиливай уже лежащее на земле дерево. Но нас эти все подробности в те минуты мало волновали. Уж очень хотелось поскорее добраться до заветного озера Ястребиное, первого промежуточного пункта назначения в нашем походе.
 На Ястребиное мы шли более длинным путём, чем ходит большинство здешних туристов. Маршрут был проложен вдоль озёр Нижнее Подосиновское, Окунёвское и Новонивское, чтобы идти не просто через лес, как по тропе Хо Ши Мина, а сразу три озера по пути посмотреть. Озеро Нижнее Подосиновское ничем особенно не запомнилось - берега сильно заросли и к воде нормального подхода нет, а единственный пирс, который там был, сломали. А вот следующее озеро, Окунёвское, вопреки моим ожиданиям, оказалось гораздо живописнее и интереснее. Дорога до третьего озера по пути к Ястребиному, Новонивского, была особенно долгой и утомительной. Хотя расстояние там ненамного больше, чем между Богатырями и Окунёвским озером, проходится это расстояние гораздо медленнее. Ты идёшь, и в буквальном смысле прокладываешь себе дорогу, обходя огромные разлившиеся на всю колею лужи. Когда лес закончился, озеро Новонивское уже показалось нам вдали, осталось до него пройти совсем немного по густой и высокой траве, в которой ноги заплетались даже у меня. Но ничто не длится вечно, мы дошли в конце концов, причём уложились в график. Часам к 8 вечера мы наконец-то успешно добрались до Ястребиного.
По первоначальному плану хотелось пройти пешком по лесным дорогам и посмотреть аж целых 17 озёр, в том числе знаменитое озеро Вуокса. На практике нам пришлось столкнуться с другими реалиями. Утром следующего дня мы вышли по плану, и пошли в сторону озёр Благодатное и Кривое. Дорога по ту сторону реки Ильменйоки начиналась многообещающе: ровная, укатанная, мы даже поначалу обрадовались. Так обрадовались, что даже свернули не в том месте, где нужно было, и стали уходить от первоначального маршрута не в ту сторону - хорошо что нам удачно встретились грибники, которые нас вернули на истинный путь, сообщив, что к озеру Кривому надо было идти прямо. На наш вопрос "какая там дорога" мужик ответил "ну... она там чуть-чуть похуже", и мы наивно ему поверили, что качество дорог будет приемлемым. Однако вскоре в процессе продвижения вперёд по маршруту дорога становилась всё менее и менее проходимой из-за луж и размокшей вязкой грязи. То, что было в первый день похода, показалось нам раем после того, как мы попали на эту дорогу. Колея как таковая исчезла, и дорога превратилась в настоящий ад. Ещё дальше мы встретили сначала трелевочный трактор ТДТ-55, на котором почему-то написано Volvo, а потом лесовоз "Урал" с краном. Дальше за этим лесовозом дороги уже не было в принципе - было лишь направление. Уж что что, а на такой расклад событий я никак явно не рассчитывал при подготовке к походу. Нужно было что-то делать дальше...
Так мы шли и шли, практически вслепую, доверяя лишь топографическим картам советских времён. Пару раз мы оказывались на развилке и просто не понимали, куда правильная "дорога" ведёт. Так случилось и с развилкой, которая разделяла дорогу на два пути: один, судя по всему, уходил на Кривое, а другой на Благодатное - мы решили идти до последнего, чтобы срезать путь. И не ошиблись. Ещё несколько десятков минут ходьбы, и долгожданное озеро заблестело водной гладью меж деревьев. У озера мы сделали длинную остановку, перекусив сухофруктами и полежав немного на траве на радость пикирующим с деревьев мошкам-короедам. Сразу за Благодатным дорога вышла на открытую площадку лесоповала - деревья нещадно были свалены и вывезены в большом количестве. За этим лесоповалом дорога превратилась в нечто такое, что окончательно меня добило. Она снова раздваивалась на два направления, причём нам по идее нужно было сворачивать вправо, но туда уходила дорога, которая была явно проложена лесовозами при вывозке леса. Мы были настолько вымотаны этими раздолбанными дорогами, что у меня даже нет ни одного кадра с них. Настал момент принятия кардинального решения: переиграть весь план, полностью и без компромиссов. Когда я сообщил об этом Маше, она, похоже, восприняла эту мысль не с огорчением, а с радостью. Было принято решение переночевать на берегу Благодатного, а на следующий день вернутся на Ястребиное, и последующие 2 дня целиком посвятить этому красивому озеру. Так и сделали. Привал на Благодатном запомнился мне как весьма комфортный привал с обилием большого количества дров для костра - там повсюду валялись поленья от спиленных деревьев. К тому же на этом озере мы помылись, а я ещё и искупался. Ночь была очень тихой и спокойной. Накануне у меня были опасения по поводу близости нашей палатки от дороги, но все они были напрасны. За ночь похоже так никто и не прошёл.
Утро третьего походного дня встретило нас дождиком. Спешить нам было совершенно некуда, ибо у нас был выделен целый день на обратный путь до Ястребиного, находившегося совсем недалеко от этих мест, поэтому мы до полудня переждали дождь. Когда он закончился, мы быстро собрали палатку, и без завтрака отправились к Ястребиному. Только мы начали идти, как дождь снова пошёл, и в течение всего пути не прекращался. Я впоследствии из-за этого дождя там простудился, потому что промочил насквозь кроссовки и ходил с мокрыми ногами. Разведение костра под проливным дождём это что-то вроде шаманского ритуала, причём вокруг этого костра надо танцевать с бубном, чтобы он нормально разгорелся. Ну а уж если разгорелся, дальше дела пойдут нормально. вскоре мы уже грелись у огня и сушили обувь, а в котелке варилась гречка. в такие минуты можно расслабиться и поразмышлять о прекрасном... Например обсудить то, как сейчас космические корабли бороздят просторы вселенной :)
Четвёртый день похода, равно как и пятый, было решено посвятить целиком исследованию Ястребиного, одного из самых живописных озёр Карельского перешейка. Четвертый день решили выделить под восточный берег озера, пятый день - под западный. Ну и ещё было желание его всего целиком обойти. Восточный берег очень популярен среди туристов и альпинистов. Кто ещё не знает, Ястребиное - это место сходок большого числа альпинистов и скалолазов, ведь там у них много скал, по которым можно полазить. Самая большая из них - Парнас, высотой порядка 50 метров. У альпинистов на восточном берегу много "стоянок" - обустроенных мест для лагерей. В лесной полосе вдоль береговой линии очень много исхоженных троп. Вообще, восточный берег это достаточно густо населённые туристами места. Их тут немало даже в будни. Иной раз даже перестаёшь себя чувствовать вдали от цивилизации... А вечером мы залезли на Парнас и сделали несколько фоток красивого заката с вечерними туманами, поднимавшимися вдалеке над лесом.
Незаметно пришёл пятый день похода, на который мы запланировали исследование западного берега. На западном берегу скал нет, поэтому там лагерей и стоянок альпинистов тоже нет. Так что места эти гораздо более дикие, чем на восточном берегу, что и подтвердилось, когда мы пошли по тропинке вдоль берега. Если вначале тропа была ещё более-менее ничего, то вскоре она потеряла очертания, и мы пробирались кое-где уже "на ощупь". Но это были ещё "цветочки". Веселуха наступила когда мы достигли поваленных ураганом деревьев. В итоге дальше мы пробирались крайне медленно, дорога ещё усложнилась появлением скал. Наверху скалы стояла конструкция наподобие индейского вигвама, рядом с которым стоял "идол-кастрюля". И даже они нам не помогли в преодолении дальнейшей части пути. Надежду обойти всё озеро кругом пришлось похоронить - последствия урагана оказались сильнее нас. Лес был завален настолько, что дальше он оказался абсолютно непроходимым. Назад мы возвращались прежним путём. Ну и, конечно, мы снова повторили съёмку заката. Сегодня были уже другие пейзажи, не менее, а в чём-то даже и более крутые.
На шестой день похода мы уже шли в обратную сторону, к Кузнечному, и выбрали для этого тропу Хо Ши мина (в простонародии "хошиминка") для разнообразия. Очень не хотелось уходить с Ястребиного, но всё когда-то заканчивается рано или поздно. На обратном пути мы встали вечером на привал где-то на середине хошиминки, в долине ручья, впадающего в озеро Двинское. Утром было так холодно, что в палатке шёл пар изо рта, когда мы проснулись. Остаток дня мы потратили на путь до Кузнечного. Маша очень впечатлилась карьером, где добывают гранит. Настолько впечатлилась, что всё время торопила меня побыстрее уйти с этого места - как никак всё-таки взрывают там постоянно.