Антон (an_2) wrote,
Антон
an_2

  • Location:
  • Mood:

Монголия-2012. Фотоотчёт о поездке с железнодорожным уклоном



Монголия - страна контрастов. Именно эти слова мы не раз повторяли будучи там, ведь как иначе описать место на земле, где столько неожиданных и удивительных противоречий. Скажем, Монголия южнее нашей Бурятии, на Байкале жарче чем в Улан-Баторе, хотя должно было быть наоборот. Чем объяснить? И где ещё увидишь пастуха, который садится в свой Land Cruiser 200 вместо коня? Где ещё увидишь такие огромные территории, не застроенные домами, и используемые под выпас скота, которого там немереное количество?

Мы с Серёгой были единственными, решившимися на такое путешествие, ибо оно было черезчур специфичным. Нашей целью было отнюдь не просто "посмотреть природу" - мы ездили на железные дороги, так что, "железнодорожникам" будет наверное интересно. В том, что монгольские железные дороги весьма интересны, я убедился, побывав там. Поездка носила ещё характер "предваряющей" для поездки в Монголию чисто на природу. С какими-то особенностями этих мест мы познакомились, и будем уже в большом природном путешествии учитывать. Но это будет потом, а пока...



Прилетели мы в Улан-Удэ рано-рано утром. Автобусы из аэропорта ещё не ходили, и нам пришлось брать такси. Когда я получал свой багаж и уже собирался было уходить, нас позвали поговорить с иностранцем, летевшим нашим рейсом и объяснить ему, что от него требуют багажной бирки, которую он потерял в самолёте. В итоге всех с миром отпустили, иностранец пошёл своей дорогой, ну а мы - своей. Таксист довольно быстро домчал до автовокзала, провезя при этом через площадь, на которой потенциально мог бы быть автобус Улан-Удэ - Улан-Батор, но его уже не было. С автовокзала мы за 3 часа доехали до монгольской границы на маршрутке. Хотелось спать - ведь мы уже приличное количество часов были на ногах, с учётом разницы во времени. Маршрутка неслась быстро по весьма "ровной" в кавычках дороге, и вскоре мы были уже в Кяхте. В маршрутке мы познакомились с монголом, дирижёром военного оркестра. Он ехал к себе домой в Улан-Батор, и по пути мы разговорились про путешествия, музыку, и многие другие темы.

На границе нам нежданно-негаданно повезло. Уже в Слободе, подъехав прямо к воротам границы, мы увидели тот самый автобус Улан-Удэ - Улан-Батор. Лучше всего границу пересекать именно на автобусе, поэтому, мы даже не размышляли, а бегом в него ввалились. Некоторое время формальностей - и вот мы уже в Монголии. Сразу же отведали местной кухни - мясной суп, овощной салат и чай на основе молока "Цай". Всего через несколько часов пути на автобусе, мы были уже в Дархане...

Дархан - третий по величине город Монголии, и цивилизации там хоть отбавляй. Мы слишком заранее прибыли в Дархан, наш поезд до Хангала должен был отправляться только в 2 часа ночи, а мы в 6 вечера были уже в Дархане. Оставшееся до поезда время мы провели в городе за покупкой провизии для автономной жизни вдали от цивилизации, частичным отсыпанием в гостинице возле вокзала и короткой прогулкой по городу. За время прогулки мы зафоткали местные будистские храмы. Они весьма интересны, по стилю зданий отличаются от будистских храмов других восточных стран - у монголов свой неповторимый стиль. Больше всего понравилось сочетание восточной архитектуры с архитектурой жилых домов старой, ещё советской постройки. Но ночь всё-таки наступила, и время отправления нашего поезда на Эрдэнэт незаметно пришло. Ранним утром следующего дня мы были уже в Хангале.


Погода с самого начала немного расходилась с теми представлениями о местной погоде, которые были у меня. Я готовился к сорокаградусной жаре, но, сойдя с поезда, мы сразу окунулись в другую реальность. Она стала ещё менее позитивной, когда начал накрапывать дождь. А мы шли вдоль ж/д путей, то по шпалам, то по обе стороны от полотна. По дороге нам открывались колоритные пейзажи: огромные пространства, сплошные поля и горы, вдали кое-где виднелись одиночные юрты, в которых жили монголы. Вокруг юрт были небольшие заборчики, рядом пасся скот - лошади, коровы, козы, овцы и другие животные. Никаких асфальтированных дорог, домов, машин. Лишь телеграфные столбы и забор колючей проволоки, тянувшиеся вдоль всего пути напоминали о том, что здесь недалеко где-то есть цивилизация. В остальном - глушь и тишина, природное спокойствие. Всё же, конечно, иногда оно нарушалось звуками заблудшего мотоциклиста или небольшого внедорожного грузовичка, случайно или неслучайно оказавшегося в этих краях. Ну а мы шли, общались, обменивались мнениями и первыми впечатлениями. И тут, наконец, мы дошли до первой высокой скалы - потенциальной точки для съёмки поездов.

Внизу было более-менее подходящее место для установки палатки, да и река Орхон была рядом. Но пробыли мы здесь недолго. Во-первых, когда мы оказались наверху, вид оттуда был не такой крутой как хотелось бы. Несколько кадров было всё же оттуда сделано, не зря ж залезали. Но это было не то место, чтобы быть здесь весь день. Мимо палатки проходил туда-обратно пастух, и уже потихоньку начали подбираться всё ближе и ближе коровы. А во-вторых, дальше могли быть места ещё круче, и времени впереди было ещё много. Посидев немного на скале, мы спустились, собрали обратно палатку и двинулись в путь.


Километров через эдак пятнадцать где-то от Хангала мы всё же нашли хорошие скалы, где можно было прочно "обосноваться". По ту сторону от железки был приятный лесок, в котором можно было бы спрятать палатку от ветра, да и опять река рядом. В этот раз она была даже слишком рядом. Опасения по поводу близости реки были не беспочвенны - вскоре дождик опять начал идти, потом он то шёл слабо и прекращался, то вновь усиливался в течение дня, пока к вечеру не стал стабильно идти. За время дневного и вечернего трейнспоттинга под дождём мы наснимали пару грузовых и один пассажирский состав. Особенно тяжело было снимать вечерний пассажирский - он следовал уже где-то в 20:40 по местному, а тут на юге раньше темнеет, да ещё и погода слишком пасмурная, с сильным ветром и дождём. Условия, мягко говоря, не айс. Путь до вечерней точки съёмки мне запомнится надолго - помню как меня буквально сдувало с путей, но мы шли, хлюпая промокшими насквозь кроссовками, шли к заветной цели. Иной раз были мысли: "зачем тебе это, это же поезда а не самолёты!", но что-то всё время двигало мной вперёд к цели. А когда есть цель, ты идёшь вперёд в любых условиях...


Мы вернулись в палатку насквозь промокшие и замёрзшие, и сразу легли спать безо всякого костра и ужина. Дождь хлестал по палатке всю ночь, уснуть было довольно непросто. Мы с Серёгой не на шутку забеспокоились по поводу близости нашей палатке к реке, но, к счастью, поднятие уровня воды в реке до тридцати сантиметров не привело к наводнению. Дождь шёл всю ночь и, увы, весь следующий день, прекратившись только к самому вечеру, и то, не полностью. Мы наконец развели костёр и смогли погреться и нормально поесть. В эту ночь спать было гораздо приятнее, воздух в палатке был суше. А на следующее утро дождя уже совсем не было, и начало потихоньку распогаживаться и теплеть. Встали мы рано, первый поезд сняли уже где-то в шесть утра, с рассветом. Как же круто было вновь увидеть солнце и почувствовать его тепло. Лишь побыв в суровых условиях начинаешь ценить прелести хорошей погоды. Третий день в районе Хангала был самым насыщенным из всех дней нашей поездки.

Утром мы наснимали грузовых, пока шли по пути до следующей скалы сфоткали местного крупного кузнечика семейства саранчёвых. В середине дня решили отдохнуть от ж/д съёмки и слазить на дальнюю гору, чтобы посмотреть что там за лес на горе растёт. Вершина с лесом была далековато - залезали сорок минут в одну сторону, налегке. Но виды сверху того стоили... Насладившись видами, мы спустились обратно вниз к реке - осталось времени до поезда лишь чтобы помыться и дойти обратно до Хангала. Вечером мы на поезде уже ехали в Улан-Батор обратно через Дархан.


До Улан-Батора у нас билета не было - мы его взяли ночью, выйдя из поезда в Дархане и зайдя в него обратно с новым билетом. Улан-Батор мне по первому впечатлению сильно не понравился - то ли из-за непрекращавшегося дождя той непогоды, которую мы "догнали" из Хангала - именно догнали, сомнений не было, то ли из-за пробок и загрязнённости. Как бы то ни было, положительным моментом было то, что мы, во-первых, хорошо перекусили местным Хушууром (типа нашего чебурека) и мясным супом, а во-вторых закупились провизией на следующий этап. А следующий этап - это съёмка в районе Хонхора.

Палатка была поставлена внутри ж/д петли в надежде на то, что рядом будет вода из родника. Но родник пересох, и пришлось довольствоваться имеющимися запасами питьевой воды в бутылках для питья, приготовления ужина и умывания. Погода нас не баловала, был дождь и ветер, пасмурно. Меня там продуло и даже дошло до простуды, которая, правда быстро прошла на природе. Именно в Хонхоре я уже стал как-то понимать азы железнодорожной фотографии, которая имеет свою специфику - как фотографу, мне это всё интересно. Надо же развиваться, пробовать разные новые направления. Мне понравилось! А любимым железнодорожный кадром с поездки у меня до сих пор остаётся кадр пассажирского поезда "Улан-Батор - Замынууд" на s-образной кривой.


Третий этап ж/д съёмки в Монголии - перегон Хоолт-Баян. Это был последний наш день в Монголии вдали от цивилизации, где ещё можно было пожить в походных условиях. Погода в этот последний день как назло наладилась, вот чуточку раньше бы, но не судьба. Станция Хоолт находится ещё южнее Улан-Батора, и там природа уже отличается - начинаются настоящие монгольские степи. К ним добавилась ещё жара в 30 градусов, долгожданная, пришлось надеть свою панаму. В степях своя специфика - никаких дров для костра, никакой воды. Весь день на сухом пайке, с большим запасом питьевой воды. В этот день мы пофоткали поезда на славу. Трафик был крайне богатым - даже я не ожидал.

Заключительный день в Монголии мы провели в Улан-Баторе. В солнечную и тёплую погоду у меня отношение к этому городу изменилось в гораздо более лучшую сторону - уже и на улицах было чище, и пробок намного меньше, и главное, было приятно по нему гулять. Там удалось поснимать местную монгольскую восточную экзотику. Так распорядилась фортуна, что мы взяли билеты на поезд обратные не до Улан-Удэ, а до Слюдянки - оставался ещё почти 1 лишний день, и мы не могли не заехать на Байкал будучи рядом с ним. До Байкала мы ехали на монгольском поезде Улан-Батаар-Москва в купейном вагоне через всю Монголию и по Бурятии до Байкала.


Так приятно было вновь оказаться в знакомых местах. Про Байкал я уже много рассказывал. В этот раз вода была холоднее - в июне она ещё не успевает как следует прогреться. Мы входили в воду постепенно, по колени в несколько заходов чтобы ноги привыкли. Потом наконец я решился окунуться "по пояс". Ну а там где "по пояс", там можно и сразу целиком. В итоге купание в восьмиградусной воде всё же состоялось. И особенно приятно было его повторить после двухчасового лазания на высокую гору и сложного спуска оттуда, где мы несколько раз поскальзывались на склоне. На КБЖД мы ездили на легке, получив удовольствие от пешей прогулки до знакомых нам кругобайкальских тоннелей.


Этот день закончился возвращением в Улан-Удэ на ночном поезде, уже российском. Запах пива на весь вагон давал о себе знать. Поспать особо не удалось - поезд прибыл ещё до рассвета. Остаток времени пришлось досыпать в аэропорту и в самолёте...


Tags: Монголия, Путешествия, жд
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments