Антон (an_2) wrote,
Антон
an_2

  • Location:
  • Mood:

Флагман Аэрофлота



Большинству из нас хорошо знаком этот самолёт... Едва показавшись на горизонте, он сразу легко выделяется среди прочих стальных птиц, и острый глаз опытного споттера его сразу же узнает. В сегодняшней рубрике про гражданские самолёты речь пойдёт об Ил-96. Уникальный самолёт, со своей долгой историей и непростой судьбой, по сей день бороздит воздушное пространство нашей Родины и не только. Мы регулярно его видим в наших международных аэропортах, многие из нас на нём даже летали. Но много ли мы знаем о нём на самом деле? Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, какой именно этот самолёт? Чем он уникален по сравнению с другим?


Во-первых, этот самолёт - первый и последний советский дальнемагистральный широкофюзеляжник. Не берём в расчёт Ил-86, так как 86-й всё же не назовёшь дальнемагистральным с его 4600 км дальности против 13500 км у самой продвинутой модификации 96-го. Повышена экономичность, увеличена дальность в два с лишним раза - что ещё нужно для счастья авиакомпаниям? Наисовременнейший уровень авионики (по тем-то временам!) и сокращение потребностей в большом количестве членов экипажа выделили этот самолёт сразу же на передовую. Неудивительно, что со временем он стал флагманом Аэрофлота. Самый первый борт 96000 выполнил свой полёт прямо над Москвой, взлетев с центрального аэродрома им. Фрунзе (ныне Ходынка). Этот борт собирали прям в Москве, остальные 96-е стали производить в Воронеже на ВАСО. Первым серийным Ил-96 стал борт RA-96005 – это самый старый из ныне летающих Ил-96 (на фото справа).

Как вообще возникла идея его создания? Очень просто: нужен был самолёт, не уступающий по дальности Ил-62, но при этом большей пассажировместимости. Нужно было сократить число рейсов, ведь обслуживание каждого рейса слишком дорого обходится. Вот и стали летать реже - но сразу перевозить большую коммерческую полезную нагрузку. Раз уж я упомянул Ил-86, отмечу, что внешнее сходство Ил-96 и Ил-86 вполне обосновано: в основе проекта Ил-96 легли результаты работ по проекту Ил-86Д. Хотели, чтобы создание нового самолёта обошлось всем как можно проще и быстрее по срокам. Но для обеспечения заданных требований нужно было применить множество принципиально новых решений - композитные материалы, новые двухконтурные турбореактивные двигатели ПС-90А для уменьшения расхода топлива, да и старая авионика 86-го не вполне соответствовала новому времени. Четыре двигателя вместо двух или трёх обеспечили оптимальный расход топлива. Все остальные особенности конструкции - низкое расположение крыла и горизонтальное оперение, - упростили расширяемость и создание новых модификаций на базе предыдущих. А ведь в первоначальном варианте проекта хотели применить Т-образное оперение - выглядел бы он сейчас похожим на Ил-76. Сильно доработали крыло, уменьшив стреловидность, увеличив площадь и применив другой профиль. При этом профиль крыла стал толще, чем у 86-го, а масса крыла - меньше, именно благодаря применению нового профиля. Винглеты улучшили и без того хорошее аэродинамическое качество. Продумали инженеры и автоматическую систему расхода топлива, благодаря которой во время полёта топливо расходуется в первую очередь из баков в крыльях, а из консольных - в последнюю очередь, что создаёт более "заднюю" центровку, посадка в результате проходит устойчивее. У каждого двигателя свой топливный бак, и топливо расходуется параллельно. А вы не думали, например, почему у Ил-96 такой высокий киль? Оказывается - для повышения устойчивости в полёте при отказе одного из двигателей. Всего лишь на полтора метра выше, чем у 86-го, а сразу бросается в глаза.
Интересно, что форма гондол двигателей тоже не просто так такая: обычно у двухконтурных двигателей она ступенчатая, а здесь вся гондола плавная, что экономит расход топлива за счёт уменьшения сопротивления. При полёте на малые расстояния эта экономия не ощущается, а вот на дальних маршрутах - уже есть от этого польза. Но это не единственное конструкторское "ухищрение" для уменьшения сопротивления - конструкторы пошли даже на то, чтобы уменьшить сопротивления за счёт уменьшения количество отбираемого воздуха из двигателей для системы кондиционирования. Часть воздуха берётся из двигателей, остальное - рециркуляция внутри салона. В общем, создание этого самолёта было большим шагом вперёд в нашей авиационной отрасли, и в гражданском авиапроме в целом. Появилось множество вариантов и модификаций, новых проектов развития Ил-96 в будущем...

А что же у нас сейчас? В теории есть несколько модификаций 96-го, которые мы все хорошо знаем: Ил-96-300, Ил-96Т, Ил-96М, Ил-96-400, а на практике... На практике только Ил-96-300 и Ил-96-400Т. Крайний наиболее интересен, ибо из всех перечисленных он самый современный во всех смыслах этого слова, и регулярно участвует в международных авиасалонах как перспективный самолёт нашего авиапрома. Более того, уже есть авиакомпания, которая приобрела его - "Полёт", и успешно эксплуатирует в настоящий момент. Что касается Ил-96М - был такой самолёт в единственном экземпляре, с двигателями Pratt&Whitney и западной авионикой. Из Ил-96М позже появился Ил-96Т, но увы, снова в единственном экземпляре. Ни одна авиакомпания не захотела его покупать, видимо у конкурентных грузовых самолётов характеристики были получше. Кстати, интересный факт - регистрация того самого единственного борта Ил-96Т - RA-96101, теперь этот номер носит Ил-96-400Т, эксплуатируемый авиакомпанией "Полёт". Ну а про Ил-96-300 и добавить нечего - эта модификация получила наибольшее распространение у нас. Больше всего самолётов этого типа сейчас в Аэрофлоте. Что касается нереализованных проектов - было два интересных проекта, это Ил-96МД с двумя двигателями от "Руслана" и Ил-96-550 - двухпалубный самолёт, типа Боинга-747, на 550 пассажиров. Но это всё осталось на бумаге.

Почему я ничего не сказал об обратных сторонах этого замечательного самолёта? Да потому что он настолько хорош, что и не хочется об этом говорить. Тем не менее, совсем не сказать - тоже неправильно. Были происшествия, крупных слава богу не было. Были временные запреты на полёты всех ВС данного типа из-за бракованной серии тормозов колёс, продлился он недолго. Были инциденты с правительственными бортами - конечно же много шумихи сразу. Но по факту не было ни одной катастрофы с человеческими жертвами - это достижение. А мелкие происшествия скорее политизированы, ибо ни для кого не секрет, на каком типе ВС летает президент. На фото слева - борт-дублёр президентского Ил-96-300ПУ RA-96012, а реальный борт RA-96016 точно такой же, только поновее. Пока что стоит отметить наиболее известных эксплуатантов Ил-96: Аэрофлот, Cubana, Аэростарз и СЛО ГТК Россия. Раньше к ним можно было бы ещё добавить ДАЛ и KrasAir, но увы, времена меняются...

По сей день этот красавец летает, и это здорово я считаю. Ведь от многих самолётов наши авиакомпании уже отказались. Давно ушли Ил-62, Ту-134. Уходит в историю Ту-154... Но прекрасный 96-й всё ещё в форме. Дай бог, чтобы летал ещё долго, и радовал нас своим появлением на глиссаде!

Tags: Ил-96
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments