Антон (an_2) wrote,
Антон
an_2

Зимние приключения в Ловозерских тундрах


Этот короткий рассказ будет о том, как мы собирались съездить в пугающие и лавиноопасные Хибины, а попали в Ловозёрские тундры на Кольском полуострове, название которых далеко не у всех на слуху. Тундры они потому тундры, что на самих горах лес растёт только внизу, а дальше деревья не уживаются, и образуются лесотундровые переходы, манящие своей красотой. А уж зимние пейзажи таких гор притягивают к себе особым образом. Ведь когда ещё, если не зимой, будет столь чистый и прозрачный воздух, такая глубокая синева неба и такой оранжевый свет на закате... Вот мы и решили, что не можем пропустить всю эту красоту мимо объективов наших фотокамер, и двинулись в путь.


Раз это уже второй зимний поход в новом году, да и не второй и не последний в жизни, было решено купить-таки зимний пуховый спальник на -34 градуса. Жабу, конечно, пришлось ненадолго придавить, но в походе я мысленно поблагодарил себя за принятое правильное решение, ибо ночевать в неотапливаемой палатке в -21 градус в таком спальнике было гораздо приятнее, нежели в любом другом. Ещё из новшеств снаряжения у нас были сани-волокуши. Несколькими днями ранее у меня был соблазн купить дешёвые, лёгкие и маленькие сани "Сноуплан-1", длина которых была всего 80 сантиметров, а ширина порядка 35. Но друг вовремя остановил, предложив в качестве альтернативы рыбацкие волокуши в полтора метра длиной и шириной почти с длинную сторону "Сноуплана". Поначалу я недоумевал, как мы всё это будем перевозить, а потом понял, что сани были по размеру в самый раз под загруженный рюкзак. Так и отправились мы в путь, привязав сани к рюкзаку резинками для багажа.

В "Шереметьево" мы прибыли почти впритык, едва успев до окончания регистрации и включая "дурака" там, где это было необходимо для обхода очередей. За зоной досмотра мы могли уже выдохнуть спокойно, а я даже успел ещё взять чашку горячего чая в салон. Командиром воздушного судна оказался мой давний знакомый по споттингу, с которым мы сразу же после прилёта в ночной Мурманск перекинулись парой слов и договорились списаться позже по Интернету. Ожидание багажа было долгим и интригующим: количество вещей на ленте стремительно уменьшалось, потом лента остановилась, а мигающий маячок выключился. За висящими резиновыми пластинками, отделяющими улицу и внутреннее помещение, закрылась шторка, и грузчики куда-то уехали. Остались мы и ещё человек десять. И когда к нам подошла тётенька с какими-то жёлтыми бланками заявлений, тут-то все и поняли, что неприятное случилось: багаж остался в Москве!

В заявлении всё подробно описываем: размеры, содержимое вещей, стоимость, и тому подобное. Над графой "адрес" мы задумались... писать "лес, палатка"? Теперь уже вопрос о гостинице не стоял, ей точно быть. Так и разошлись все по домам, а мы побрели в сторону гостиницы, которая была тут же рядом, в трёхстах метрах, и про которую мы ещё не знали, будут там номера или нет. Номера были, и мы заселились. После чашки-другой чая сразу легли спать - хоть выспимся, и на том спасибо.

Рано утром я проснулся от звонка своего телефона. На том конце провода был мужской голос начальника Мурманского аэропорта, уточнявшего у меня подробности наших потерь. Через какое-то время позвонили и Серёге, но уже та женщина, которая вчера раздавала нам заявления, и с хорошей новостью: багаж прилетел! Радостные, мы кинулись в аэропорт за вещами, ворвались в зал выдачи багажа и уже было выдохнули, увидев наши волокуши, обмотанные плёнкой, и вот ещё лежит рядом мой чехол с лыжами... Но стоп... а где же вторые лыжи? Что ж, свистопляска продолжается.

Серёга отправился на поиски своих лыж в зал прилёта. Несколько томительных минут ожидания в неизвестности о нашей дальнейшей судьбе, и вот оно, чудо - лыжи нашлись! С этого момента всё вошло в привычное русло, и ситуация стабилизировалась. Только вот время мы потеряли уже, увы. Что ж, пора было заказывать такси и выдвигаться в путь. Перепаковав в номере рюкзаки и подготовив сани с лыжами, мы погрузили всю нашу поклажу в машину и поехали в сторону Ловозёрских тундр. Впереди было 3 часа пути и почти 200 километров дороги...

Но вот и настал момент, когда нужно было расставаться с благами цивилизации и вылезать из тёплой машины на морозную улицу, обдуваемую ветрами и снежными заносами. Светило уже вечернее солнце, хотя времени было ещё 3 часа дня. Примерно столько часов и оставалось до заката, и мы понимали, что уже не успеем сегодня никак дойти до Ловозера, разве что, если только не случится чудо и нас не подбросят на снегоходе до самого конца. То ли мысли материализуются, то ли желания имеют тенденцию сбываться, но каким-то образом нарисовалось трое слегка нетрезвых мужиков со снегоходом, которые как раз собирались ехать в ту же сторону.

Поначалу мы обрадовались такой подмоге, ведь мы успели пройти от места высадки с такси всего 50 метров, а тут уже и заброска нарисовалась. Но чем больше мы втягивались в разговор с мужиками и в процесс погрузки наших лыж и саней на снегоход с саночным прицепом, мы отчётливей понимали, что вся эта затея не такая уж и хорошая. Но потерянное из-за багажа время подстёгивало, и в голове всё давила мысль "давай рискнём". Ну и решили рискнуть, была не была!
Привязываем нашу поклажу к саням. Мужики кумекают, как же лучше всё закрепить


Как говорит мой друг, "с помощью такой-то матери" погрузились, и тут снегоход тронулся. Под моими ногами начали подпрыгивать наши волокуши, связанные друг с другом моей же верёвкой. Солнышко светило, погода радовала глаз, а мы всё набирали и набирали скорость, а "семёрка", - так называлось место, где нас высадили из такси, - всё отдалялась назад. И вроде бы всё было хорошо, и я начал уже потихоньку расслабляться, как вдруг слева сзади что-то пролетело, сделало несколько раз "сальто" и ударилось о снег, продолжая ещё некоторое время катиться по нему по инерции, словно бочка. И холодок пробежал мгновенно по телу. В этом "что-то" я узнал свой штатив!

И тут мы начали орать, не переставая ни на секунду. Как можно было не услышать четырёх взрослых мужиков, двое из которых пьяные, да ещё и орущих так, будто их только что поджарили, для меня ещё долго было загадкой. Водитель не останавливался, а лишь только добавлял газу, и наши крики всё больше сливались уже с шумом нараставшего ветра и разрывающегося от нагрузки мотора, тащившего всю эту братию вперёд к дальним далям. И я уже потерял надежду быть услышанным, и другие тоже умолкли. Так, некоторое время мы ехали в тишине, лишь под звуки мотора, шума ветра и грохота нашего груза, периодически подпрыгивавшего на иной кочке или ямке. Отчаяние достигло своего максимума, и я отпустил ситуацию.

Слева проплывали красивые пейзажи: солнце уже садилось, проливая на нас мягкий золотистый свет. Вдали горы уходили покатыми, ровными, будто отполированными склонами, на горизонте чернел лес, постепенно терявшийся в синеве вечерней дымки. Я прощупал под курткой, на месте ли фотокамеры, обе висели на шее слава богу. И только мне начали приходить мысли о попутном фотографировании всей этой красоты, как внезапно мы начали сбавлять скорость. Воспользовавшись ситуацией, мы снова начали орать во всё горло. После всего такого, чудо не могло не произойти: нас всё же услышали, и снегоход остановился!

Материщины было много. И что "надо было закреплять надёжно", и про подаренные на 23 февраля наушники, которые огораживали нашего водителя от любого звука и ветра. Видимо, ему стало меня немного жалко, потому как после отцепки саней снегоходчик умчался в поисках пропажи. Минут 15, может больше, мы сидели одни, вдали от всех берегов, и ждали развязки ситуации. Когда он вернулся с пустыми руками, я вновь расстроился, и теперь уже надежды никакой почти не оставалось - до нашего возвращения штатив точно уже или раздавят, или унесут. Серёга же, у которого ничего пока не пропало, мыслил более трезво и здраво, и уже успел оценить нашу перевозку как опасную, предложив всё-таки отказаться от заброски. И вправду, чего бы нам не прогуляться на лыжах. В моём подавленном состоянии мне было уже всё равно.
Первые минуты после остановки и осознания пропажи штатива сопровождались эпичным пейзажем


С этого момента мы распрощались с мужиками без обид друг на друга, и отправились в путь своим ходом, наслаждаясь спокойным вечером и беседами о полярных подвигах Амундсена и Нансена. Пурга стихла, солнце спряталось за склонами, но ещё продолжительное время нас сопровождали сумерки, под которыми мы дошли до первого острова Длинный Наволок. Сойдя со снегоходной дороги и углубившись немного в лес, мы бросили вещи и стали обустраивать место первого лагеря. Самым проблемным из всей рутины был поиск дров - на него потратили, без малого, несколько часов, - пришлось вновь одевать лыжи и углубляться в лес далеко от места стоянки, чтобы найти хоть сколько-нибудь приемлемую "сушину". За дровами ходили вдвоём, с пилой и санями, чтобы на последних везти дрова обратно. Серёга ещё решил построить подобие иглу из снежных блоков, так что, мы оба умаялись к поздней ночи, и решили, что костёр будем делать уже завтра, а сегодня поужинаем сухпайком. Так и легли спать.

Утром костёр был разведён на заранее заготовленном кострище без особых проблем, и мы наконец-то вкусили нормальной еды с момента вылета из Москвы. Позавтракав и распрощавшись с иглу, мы двинулись дальше, условившись на обратном пути обязательно заглянуть сюда и проверить целостность жилища. Дневной трафик снегоходов был явно больше вечернего и утреннего, и мимо нас то и дело кто-то проезжал. Места тут не сильно дикие, поэтому большинству людей не было до нас дела, и лишь тогда, когда мы делали остановки на перекусы и чай, к нам подъезжали и принимали нас за рыбаков. Последних здесь было больше всего, ведь чем ещё можно заниматься на озере. У туристов здесь пока ещё не сезон.

Весь сегодняшний день был отведён на переход по Ловозеру. Подогреваемые февральским солнцем, мы шли по ровной ледяной глади, изрядно припорошенной снегом и лишь изредка выдававшей напоказ свои сероватые прогалины твёрдой водной массы. Когда оставался последний "мыс" перед въездом на территорию заказника, мы успели снять несколько кадров за считанные минуты до захода солнца, после чего оно скрылось за склонами гор, и нам пора было поставить точку в сегодняшнем дне. Горы к тому моменту уже окружили нас с трёх сторон, а гладь Ловозера осталась позади. С момента входа в заповедный лес, мы Ловозера уже не увидим до момента возвращения. Впереди - Сейдозеро, цель нашего исследования, красивое озеро, лежащее посреди гор.
Сквозь пелену тумана проглядываются горы, и кажется, будто они уже близко, но это иллюзия расстояния. Предстоит ещё прилично пройти


Берёзы освещаются мягким вечерним светом. Скоро солнце зайдёт за гору...


...но пока оно ещё не зашло, можно чуть-чуть поснимать в близлежащем лесу на островке


Уже почти дошли до начала соседних гор. Ловозеро тут заканчивается, так же, как подходит к концу и сегодняшний день длинного перехода


У границы с лесом были ворота с надписью: "Сейдъявврь", - так называется официально территория заказника. Пропустив пару снегоходов туда и обратно, мы вошли на единственную дорогу, ведущую через лес между Ловозером и Сейдозером. По времени уже пора было искать ночлег. Берег у ворот "Сейдъявврья" нам не подходил - далековато до Сейдозера, и тут мы открыты всем ветрам, да и дров поблизости нет, поэтому решили немного зайти в лес и там уже обосноваться. Пройдя несколько сотен метров, мы свернули с дороги и протропили немного вглубь леса, отметив место для лагеря рядом с большой "сушиной". Здесь будем ночевать сегодня и завтра, когда пойдём обратно. В этот раз с иглу решили не заморачиваться, а обошлись установкой палатки, которая у нас была с собой на крайний случай. Яму под костёр пришлось на этот раз выкопать огромную: я помещался в неё примерно на 2/3 роста. Зато прокопал до земли, что воздалось нам потом хорошим и надёжным костром, отличным ужином и крепким сном.

Самым насыщенным был следующий день, и он был квинтэссенцией всей нашей поездки сюда. Вставали мы всегда за несколько часов до рассвета, и сегодняшние первые признаки утренней зари вселили надежду на замечательную погоду, которая потом и оправдалась: это был самый съёмочный и прогулочный день, и нам очень повезло, что именно в этот день мы добрались до Сейдозера и будем делать наше фотографическое исследование. Фотопоездки, в отличие от обычных походов, имеют целью привезти достойный фотоматериал по возвращении домой, и сегодняшний день располагал к реализации наших планов по-максимуму. С первыми лучами солнца, мы вышли из леса на вчерашнюю снегоходную дорогу, взяв только самое необходимое, и отправились искать ракурсы.

Первое время дорога шла почти прямо, впереди были указатели на кордон и на мост. Недолго думая, решили свернуть в сторону моста. Тут приходилось уже тропить, и лишь просека между деревьями напоминала о том, что тут была когда-то старая дорога. Первые лучи солнца осветили верхушки деревьев, и если бы не лай собаки на кордоне, ничего более не нарушало бы уют и покой морозного утра. Небо переливалось розоватыми оттенками, которые плавно переходили в голубые и заканчивались синими. В конце концов, лес расступился, и мы впервые увидели Сейдозеро. Кордон остался справа от нас, и оттуда доносились пока только звуки, прямой видимости не было. Заходить сразу на лёд мы пока не спешили, а решили прогуляться вдоль речки Сейдъяврйок, на которой и нашли тот самый мост. Правда, мостом это назвать язык не поворачивается. И хорошая подбадривающая надпись в тему: "дорогу осилит идущий".
Позади самая холодная ночь. Но морозное утро с просветами в небе - признак начала отличного дня


Лес, припорошенный снегом, выглядит, как сказочный


Высокие заострённые "худые" ели выдают "северность" региона


Ещё несколько утренних пейзажей с зимним лесом


Деревья редеют... признак близости озера


Вскоре небо расчистилось полностью...


...и противоположные склоны стали освещены солнцем


Где-то справа от нас невидимый кордон, а прямо по курсу за дальними деревьями уже Сейдозеро


Интересно, что там, в этом "каньоне"... Как-нибудь дойти бы туда


"Берег" Сейдозера. Нам нужно использовать погоду и пройти в этот день как можно больше


Река Сейдъявриок


Да, назвать мостом это можно лишь с натяжкой


Ещё Сейдъявриок


Пора было и выйти на лёд Сейдозера. Не успели мы по льду пройти и нескольких метров, как сзади послышался гул мотора. Гул был слышан и раньше, и снегоходчиков мы тут уже видели, когда в лес заходили, но там звук сразу пропадал где-то за островами. А здесь он становился всё громче: к нам приближались. Как я и говорил Серёге, в случае проверки к нам подъедут на одном снегоходе без прицепа, - так точь-в-точь и вышло. Благо, разрешение у нас с собой было, так что все вопросы были улажены прямо здесь же, на месте. С долей зависти посмотрели мы на большую долину, которая могла бы привести нас к высотам Хибин. Но в этот раз за неимением времени не судьба. Дойдя до начала левого берега, мы нашли устье небольшой речушки, впадавшей тут в озеро и ныне замёрзшей. Здесь был сделан небольшой отдых и перекус. Снежные заносы вдоль берега были такими, что даже перекусывать пришлось в лыжах, ибо попытки пройтись хоть сколько-нибудь пешком приводили к провалам в снег по пояс.
Русло замёрзшей речки. Зимой сюда ветром заносит столько снега, что пешком тут перемещаться почти невозможно


Подошли уже почти вплотную к скалам. Выглядят мощно


Обед вышел совсем коротким, мы оба не хотели терять драгоценное время, пока светило яркое солнце. В северных широтах, тем более зимой, солнце не поднимается никогда высоко, поэтому тени от гор даже в середине дня ощутимы по размерам. Одна из таких теней уже грозилась закрыть небольшой живописный остров, и мы на всех парах сейчас спешили к нему. Тень пришла сюда через пару минут после нашего ухода, успели снять всё в последний момент. И вроде бы жаловаться не на что, и сделано немало снимков по пути сюда, но хотелось чего-то большего, и было решено немного залезть в горы, чтобы поснимать сверху. Сказано - сделано. Верхние ракурсы оказались наиболее интересными и выигрышными. Подъём по склону на лыжах не составил особых проблем.
Один из немногочисленных островов озера. Лес реденький, но зато разнообразный


На какое-то время небо затянуло. Но потом всё вновь распогодилось к счастью для нас


Заснеженный куст на одном из островов


До дальней горы мы так и не дошли. Но зато залезли на склон и поснимали сверху


Вечерний туман. Такими запомнятся нам эти красивые места


С этого момента началось уже постепенное возвращение нас назад, ибо время уже давно перевалило за вторую половину дня, и вечер подкрался незаметно. Обратный путь лежал вдоль противоположной длинной стороны озера, по ещё не хоженым местам. Изредка мимо проезжали снегоходчики, поднимая ввысь столбы снега и издавая оглушительный рёв, похожий на звуки "формулы-1". На последних метрах Сейдозера Серёга понял, что весь день ходил в ботинках, одетых не на ту ногу. Поначалу мне было смешно, но на следующий день в подобную ситуацию попал и я сам, перепутав правую и левую лыжи. Наверное, что-то в этих местах особенное, что сбивает с толку разум. Обратный путь тоже не обошёлся без приключений. А без них мы и не можем.

Весь день мы только и занимались тем, что шли по Ловозеру до "семёрки", где в условленное время нас должно было ожидать такси. Погода утром и днём была неплохой, друг даже сделал какие-то кадры, а я уже снимать перестал. А вот под вечер пришла сильная пурга, разыгравшаяся ни на шутку. Понимая, что на такси мы опаздываем, мы попробовали небольшую часть пути пройти пешком, везя лыжи на санях. Но это только ухудшило ситуацию, поскольку дышать пришлось чаще. Пурга усилилась ещё больше, и мы перед собой уже мало что видели. Снегоходная дорога почти полностью потеряла очертания под крупицами метели. Единственными ориентирами были едва видимые вдали островки и внутренняя интуиция.

Однажды мы решили сделать остановку, чтобы попить чаю из термоса и закусить чем-нибудь сладким. Остановки мы делали периодически и ранее. Но именно на этой остановке к нам подъехал снегоход. Сразу возникло некое "дежавю": нас предложили подбросить. И как раз оставалось примерно те же пять километров до "семёрки". И опять нас подстёгивала нехватка времени. Что ж, рискнём. Вроде этот водитель адекватнее. Хотите смейтесь, хотите нет, но "дежавю" сработало. Хоть и говорят, что "раз в год и палка стреляет", но тут, похоже, палка выстрелила дважды. Едем мы, снегоход верно набирает скорость. Я лежу спиной вперёд, ногами сзади, и вижу отдаляющийся от меня пейзаж. Серёга сидит сзади меня. И тут, как водится, что-то слева от меня быстро пролетает, делает несколько раз "сальто" в воздухе, и падает на снег, продолжая катиться кубарем по инерции, словно бочка. Друг как закричит: "стоооой!".

В этот раз нам повезло больше: водитель был без наушников, остановился сразу, и даже развернулся, чтобы подъехать к пропаже. Упал фотик Серёги. Благо, он был в мягкой сумке. Но вот эта потеря могла бы быть более серьёзной. К счастью, всё обошлось, мы вернулись в кузов прицепа снегохода, и уже без дальнейших приключений спокойно доехали до "семёрки", успев на такси к нужному времени. Мораль сей басни такова: следите за своим снаряжением, привязывайте всё надёжно, с трезвым умом выбирайте попутный транспорт и правильно оценивайте риски. И тогда всё у вас будет хорошо.

Альтернативный взгляд на те же события


Tags: Ловозеро, Ловозерские тундры, Мурманская область, Путешествия, Сейдозеро, Сейдъяврь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments