Антон (an_2) wrote,
Антон
an_2

Ленская труба - 2016. От идеи к воплощению

Ну что ж, страсти улеглись, эмоции приутихли, ибо прошло немало времени с нашей поездки. Фотографии уже разобраны, проявлены и пережиты внутренне, воспоминания немного разложились по полочкам, а за окно пришла осенняя хандра… Самое подходящее время, чтобы начать рассказ о нашей летней экспедиции в Якутию, на крайний север России.

Немногие наши поездки мне доводилось называть экспедициями, да и не каждый, пусть даже крупный поход, можно отнести к этой категории. Однако именно эта поездка стала экспедицией, как минимум, по двум причинам. Первое – конечно же, продолжительность поездки больше двух недель. За меньшее время мы просто не могли бы добраться до столь отдалённых краёв. И второе, самое главное – у этой поездки была конкретная цель, - исследовать Ленскую трубу, уникальное место в низовьях реки Лены.

Безусловно, это не та экспедиция в широком смысле слова, которую можно было бы сравнивать с подвигами первопроходцев начала прошлого века, когда каждое путешествие в неизведанные места было героизмом. Ведь мы бы не узнали про края, куда собирались ехать, не будь там кто-то до нас. Но и обычным походом эту поездку называть язык не поворачивается. Всё же масштабы чуть большие, пусть и ненамного. А главное, была цель, которая была достигнута, а результаты исследования – получены. Что ж, теперь пора рассказать о том, что же мы там исследовали и о чём узнали. Устраивайтесь поудобнее… Начнём.

Идеи часто рождаются спонтанно. Помню, после возвращения с Приполярного Урала, мы обсуждали варианты уже следующих поездок, как это нередко бывало – не успеваешь вернуться из одного места, уже начинаешь обсуждать другие. Рассматривалось много вариантов: и Алтай, и Плато Путорана, и хребет Черского… Серёга что-то там говорил про Лену и Якутию, но я тогда больше бредил «Путоранами», уж очень зацепила масштабность и величие края воды. И, если про плато Путорана я хоть немного где-то читал и был о нём в той или иной степени наслышан, то Якутия оставалась для меня большим пятном неразгаданных тайн, неизвестной землёй, чем-то отдалённым и мифическим.

Между тем, Серёга уже успел вдохновиться отчётами своего известного тёзки Карпухина, исследовал топографические и спутниковые снимки, сделал какие-то наброски по вариантам маршрутов. Мне с моим почти нулевым багажом знаний о плато Путорана и хребте Черского ничего не оставалось, как сдаться под натиском столь тяжёлой артиллерии – я согласился поехать в край, о котором не знал ровном счётом ничего. Фотографий с Ленской трубы в Интернете тоже почти не было, ведь там до настоящего момента мало кто бывал. Неизвестность, безусловно, подстёгивала, и была ещё одним поводом решиться всё-таки на эту поездку.

Россия, республика Саха (Якутия), Булунский Улус. Прямоугольником обозначен исследованный участок Ленской трубы

Подробная карта с прокрутной. На этом участке протяжённостью в 160 километров наиболее интересный рельеф, сформированный в результате движения ледников и воды в реке, а лес плавно сменяется тундрой

Когда друзья и родственники узнавали, куда я собираюсь поехать этим летом отдыхать, они, мягко говоря, приходили в состояние недоумения. В Якутию? Всего два человека? На байдарке? Плыть по широкой реке с волнами и быстрым течением? Многих эти вопросы пугали. Но только не нас с другом. Все эти расспросы и рассказы о планах были весной, но с приходом лета мы и сами начали понимать, что пора бы готовиться, а то время пролетит незаметно.

И мы начали думать, искать варианты. Предстояло решить очень много вопросов. Пограничный режим в Тикси, заброска из Тикси до Кюсюра, заброска обратно, причаливание к берегам территории заповедника, защита от белых медведей и кусающих насекомых, и многое другое. Вдобавок ко всему, нас ожидал полярный день и психологические аспекты привыкания к необычному для себя режиму сна и отдыха.

В этой поездке я впервые оказался за полярным кругом. В последнее время как-то так получалось, что мы каждый последующий поход планировали всё севернее и севернее. Подготовка началась в начале мая при датах экспедиции 16 июля – 2 августа. Мне предстояло вести диалог с Усть-Ленским заповедником по поводу причаливания к берегам охраняемых территорий и взять в аренду спутниковый телефон, Серёга же в это время занимался получением пропусков в погранзону.

На заглавном фото: мы в правой части кадра, в оранжевых жилетах. Слева рыбаки, которые помогали нам с обратной заброской. Место, на котором сделана эта фотография, особенное: примерно здесь начнётся наша "походная" часть путешествия, здесь же она и завершится. За нашими спинами не Лена, а протока Тас-Ары. Автор фото - Абрамкин Сергей sebram. Всячески советую почитать и его отчёт тоже, ведь гораздо лучше смотреть на одни и те же вещи под разными ракурсами и взглядами. И да, карта с прокруткой тоже его. Цифрами обозначены места наших стоянок.

Многие меня от этой поездки отговаривали, переживали, что что-то пойдёт не так. У меня и самого была мысль «какого чёрта ты собрался на такой край света». Но как это часто в таких случаях уже бывало, неизвестность манила к себе. Да и некий багаж предыдущих успешных походов вселял уверенность… Ведь выбирались же из разных ситуаций, и тут выберемся. И вновь в качестве основного транспортного средства будет байдарка. В этом году мы уже не в первый раз куда-то с ней выбираемся. На майских праздниках была Ладога, теперь вот, Якутия. Но одно дело везти байдарку в поезде на верхней полке, и совсем другое – в самолёте, с двумя большими рюкзаками в придачу.

Поиск телефона не занял много времени. А вот общение с заповедником оказалось не таким простым делом. Звонить приходилось рано утром, буквально спросонья, ведь у них там уже в это время рабочий день подходил к концу, и нужно было успеть. Основная загвоздка была в транспорте. У нас до последнего момента не было гарантированного транспортного средства, которое могло бы нас доставить до точки начала маршрута. Но, как-то мало-помалу в процессе переписки и телефонных разговоров мы вышли сначала на вариант с двумя лодками, а потом с одной. Лодка должна была забрать с протоки Тас-Ары в месте её слияния с рекой Кенгдей, а затем доставить прямиком до Кюсюра. Оставалось решить, как мы доберёмся из Тикси до самого Кенгдея.

И этот вопрос оставался нерешённым даже тогда, когда мы уже прилетели в Тикси. Понятно, что запасной вариант был – радиальный пеший переход через тундру в сторону Кюсюра, потом сплав, и возвращение обратно так же на своих двоих. Сейчас вспоминать и смешно, и грустно, до чего ж наивными мы были. Но из песни слов не выкинешь. Вторым вариантом был сухогруз, который гипотетически должен был идти в сторону Кюсюра. Однако, в процессе общения с заповедником, мы поняли, что с сухогрузами сейчас всё плохо и они все уплыли. Третий вариант – вертолёт. Конечно, не тот вертолёт, который за 750 тысяч в час, а рейсовый, в 150 раз дешевле, но его вылет сильно зависел бы от погоды, количества груза на борту и наличия свободных мест.

В последнюю неделю перед вылетом из Москвы пропуска в погранзону были получены. Кроме того, дирекция заповедника разрешила нам всё-таки причаливать к берегам охраняемых территорий, но с условием предоставления отснятых фотографий и правом пользования ими. Конечно, мы согласились. Ведь оказаться на территории заповедника и иметь возможность там полазить и пофотографировать – большая удача.

И вот, байдарка была заранее привезена ко мне в квартиру. Часть вещей мы тоже успели собрать так, чтобы в день вылета оставалось сделать лишь последние штрихи. День вылета незаметно подкрался. Под окнами нас ждало большое такси, в которое мы погрузили всё наше барахло, и поехали во Внуково. Оттуда примерно в 6 вечера самолёт авиакомпании «Якутия» взлетел, облетел Москву с юго-западной стороны и взял курс на восток в сторону Якутска…

Следующая часть >>

Tags: Ленская труба 2016, Путешествия, Якутия

Posts from This Journal “Ленская труба 2016” Tag

• Ленская труба - 2016. Обратная дорога

Тит-Ары спал. Я проснулся, когда Серёга уже ушёл разведывать местный лес. Так лень было вставать в этот дубак без печки, что я решил…

• Ленская труба - 2016. Тит-Ары

Шёл уже двенадцатый день экспедиции и восьмой день водного маршрута, последний для сплава, после которого последующие дни будут уже чисто…

• Ленская труба - 2016. Избушка

Утром следующего дня мы получили подарок от самой природы: всего на короткое мгновенье выглянуло солнце, осветив большую часть гребёнок,…