Антон (an_2) wrote,
an_2

Приполярный Урал 2015. Достигнуть перевала

Rainy Day in Naroda Valley by a.bannikov, on Flickr

Следующий день мог бы взять первое место в номинации "самый скучный день за всю поездку", но и ничего не написать о нём тоже будет неправильно. В каждом мероприятии, будь то поход, или что-то другое, есть и приятные, и неприятные моменты. Всему виной был дождь, который начался ещё со вчерашнего вечера и не прекращался до следующего утра вопреки нашим ожиданиям. Но это было ещё не самое худшее: ливень шёл весь день, и продолжал идти даже когда уже подошло наше время вставать на ночлег. Но обо всём по порядку.

День девятый. Дождливый переход

С самого утра всё не задалось. Боевой настрой куда-то улетучился, оставив нам лишь воспоминания о прекрасной первой половине вчерашнего дня, когда мы бегали по местным полям и лесам, вдохновлённые идеями и многообещающими ракурсами. Сейчас даже позавтракать по-нормальному нельзя было: ели в тесноте, да не в обиде, под небольшим тентом для просушки вещей. Комары тоже не хотели получать свою порцию дождя, и скопились в большую жужжащую кучу, висевшую где-то рядом с нашими головами.

Вскоре все до единой вещи были перенесены под тент, и даже сбор палатки мы продолжали уже под ним. Чай кипятили на дождевой воде, так что тент нам сыграл двойную пользу - не пришлось бегать к реке. И ещё сегодня я обнаружил, что очень важная в этих условиях часть моего снаряжения пришла в негодность. Это была штормовая водонепроницаемая куртка, у которой в районе от капюшона до верхней части спины потихоньку отваливалась водоотталкивающая подкладка. Когда я готовился к походу, я как-то не особо придал значение этому вопросу. Теперь вот мучился. Чтобы хоть как-то сделать свою жизнь приятнее, мне пришлось привязать к верхней части капюшона изнутри пакет, который играл бы роль водоотталкивающего покрытия. Но вот всё собрано и проверено. Окинув прощальным взглядом это уютное место, мы двинулись в путь...

Mountain Flowers by a.bannikov, on Flickr

Когда мы шли вновь по тем местам, где я вчера ходил, меня радовала мысль, что съёмка порогов была проведена своевременно. Возьмись я сегодня за эту съёмку, ничего бы не вышло - не то уже настроение и не тот свет, а главное - никакого комфорта. Достигнув примерно того места, где вчера я спускался к броду, Серёга нашёл там залежи голубики, и мы начали её лихорадочно собирать в шесть рук - так быстрее. И ведь насобирали же на целую Серёгину кружку больше поллитра. Как потом признался Серёга, голубика была одной из главных его мотивирующих сил за этот день. Ну, точнее сказать, не сама голубика, а потенциальный компот из голубики, пряный и горячий, который при хорошем раскладе должен был ждать нас вечером.

Calm View by a.bannikov, on Flickr

Потом мы всё шли и шли, снова к нашей любимой Народной, постепенно набирая высоту. Лес закончился, началась суровая тундра, которая защищала от нас свою территорию маленькими, но сильными ивовыми кустарниками. То и дело каждый из нас норовил упасть, пробираясь через переплетение кривых стволов и ветвей. Долина, казавшаяся издалека такой простой, на деле была коварной и труднопроходимой. Иногда мы останавливались, но передышки в этот день были короткими по понятным причинам. Даже обеденного перекуса не было. Все единогласно решили, что для таких погодных условий это будет непозволительной роскошью. Мой пакет, заменявший порванную подкладку в куртке, уже начал пропускать воду - видимо накопил какое-то её количество на себе, достаточное для перелива мне прямо на спину. Да и идти как-то уже прохладно стало. Стоило только остановиться - начинали мёрзнуть.

И уже стали посещать мысли, что мы одни такие здесь в этом краю, брошенные на произвол судьбы. Но как бы не так! Выходя из-за очередного бугра на склоне, вдалеке показался какой-то флагшток, а на нём висел и развевался на ветру чей-то флаг! А потом и целый палаточный лагерь нарисовался. В общем, не одни здесь такие гуляем. Проходя мимо лагеря, мы решили не беспокоить его обитателей - кто ж захочет вылезать из палатки в дождь и ветер. Только когда мы их уже прошли и успели отойти на какое-то расстояние, я, обернувшись, заметил, что один человек в шляпе всё же вылез на улицу. Как потом оказалось, это был руководитель их группы. Но об этом чуть позже.

А пока нам оставалось пройти ещё немного, цель была уже близка. Последние километры дались с трудом: мы довольно сильно промёрзли и промокли, меня периодически бросало в дрожь. Долина заворачивала налево и начинала брать круто вверх. Тут ещё рядом было озеро, а сзади виднелся каскад из нескольких озёр поменьше, через которые текла Народа. Будь здесь хорошая погода, могли бы получиться интересные кадры. Но сейчас мне было не до съёмки в моём состоянии. В самом конце пути наша дорога, которую мы сами себе прокладывали, пошла вдоль берега верхнего озера в каскаде. При таком холоде смотреть ещё на водную рябь было сущим издевательством. Но самая подстава была ещё впереди: брод через горную речку!

Всё по классической схеме: кроссовки, носки, потом кроссовки без носок, переход и... жуткое покалывание в ногах... А теперь быстрее одеваться обратно! Хлюпать ноги будут недолго, вода потом стечёт. Но тёплой воды в ногах уже нет, поэтому надо скорее двигаться дальше, чтобы ступни разогрелись. Примерно так всё и было. Но в итоге до верха долины дошли, и теперь мы были очень близко к последнему участку подъёма через перевал Центральный. Место среди этих ледников, конечно, красивое, но не в этот день. Здесь нашли кусок оленьего рога, однако самих оленей пока ни разу так и не видели.

Дождь уже стал меньше, шёл короткими перерывами, но пока ещё не прекращался. Ветер гнал облака из-за гор, рядом с которыми мы ставили палатку. Был шанс, что нас тут вообще сдует и зальёт ко всем чертям, уж больно место было суровое - наверху, прямо рядом с перевалом. Я долго искал здесь источник воды поблизости, но кроме реки, которую мы переходили, ничего не нашёл. Но теперь у нас была и палатка, и вода, и мы уже под крышей своего "дома" начали приходить в себя. На ночь было решено положить фотик под свитер, чтобы немного высушить. Так оно хоть как-то спокойнее будет. А горячий компот из голубики получился отменным!