Антон (an_2) wrote,
Антон
an_2

  • Location:
  • Mood:

В ожидании новой жизни



Сегодня мне хочется рассказать вам об одном аэропорте, о котором за последний месяц был ряд упоминаний в СМИ и разводились активные дискуссии на авиационных форумах. Об аэропорте, которому скоро предстоит пережить второе рождение. Об аэропорте, попадая в который, переносишься в забытое прошлое. Искушённый авиатор уже догадался, о чём пойдёт речь. И рассказывать буду именно о нём не потому, что его буквально месяц назад закрыли, и не потому, что роднее аэропорта для автора этого материала нет, ибо на данный момент автор прожил большую часть своей жизни в километре от торца его взлётно-посадочной полосы, не в этом дело. Этот аэропорт очень интересен сам по себе. И он, безусловно, заслуживает отдельного внимания. Итак...



Побуждением к написанию этого материала стали новости о закрытии аэропорта и поездка к другу в Жуковский. Погода для споттинга была не подходящая, да и вообще сейчас проклятое межсезонье - самое плохое время для обычного споттинга, поэтому решение о Жуковском было принято ещё заранее. Почему бы по пути не заехать в Быково, тем более что всё рядом? Новость о закрытии любимого мною аэропорта меня потрясла, я решил съездить и проверить состояние аэропорта после увиденного репортажа на авиафоруме. Всё так и оказалось: перрон теперь "рассечён" наскоро смонтированным сеточным забором, самолёты отделены от основных стоянок напротив терминала. Вся аэродромная техника убрана с перрона и находится в выделенной для неё зоне. Большинство самолётов, ранее находившихся здесь, исчезли. Як-42 вообще оттащены к дальнему забору зачем-то и оставлены на траве. Никакого движения на перроне не наблюдалось. В окнах терминала свет не горел, а вместо ранее привычных турбовинтовых звуков "Ан"-ов был слышан лишь шум ветра, поднимавшего столбы снега на пустой заброшенной взлётно-посадочной полосе... Картина весьма грустная...


А ведь были времена, когда аэропорт Быково был главным авиаузлом Москвы. Посмотрев на него сейчас и не скажешь, но факт есть факт. Пока с 1936 по 1938-й годы на Центральном аэродроме им.Фрунзе в Москве проводилась реконструкция, Быково выполнял функции главного и единственного основного аэропорта Москвы. Сам же аэропорт Быково начал строиться весной 1932, а в 1933-м уже начал эсплуатироваться. К сожалению, в сети немного материалов по аэропорту, но кое-что интересное собрать удалось, в том числе и из личного опыта. Из открытых источников известно о нескольких событиях страны, которые коснулись жизни аэропорта. К примеру, здесь проводились эксплуатационные испытания первого в мире реактивного пассажирского самолёта для местных воздушных линий Як-40. Проще говоря, этот тип самолёта выполнил свой первый пассажирский рейс именно из Быково. А 24 ноября 1961 произошло другое событие - именно в аэропорту Быково ФАИ зарегистрировала мировой рекорд высоты полета по прямому маршруту для конвертопланов, его установил советский конвертоплан Ка-22 (2588 м). Были здесь и неприятные события: захват и удерживание пассажиров в заложниках в самолёте, несколько авиапроисшествий, но о них не хочется вспоминать. По большей части авиапроисшествия в аэропорту Быково были связаны со слишком короткой ВПП. Её удлиняли дважды - сначала с 1000 метров до 1400 метров, а потом до 2200 метров. Сейчас её удлинять уже некуда. Да и вообще аэропорт расширяться не сможет - всё вокруг застроено жилыми домами. Одна из особенностей Быково в том, что он находится практически в черте города.


С другой стороны, территория аэропорта не такая уж и маленькая - имеется более 50 стоянок, на которых могут размещаться принимаемые суда Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-32, Ан-74, Ил-18, Ил-76, Ту-134, Ту-154, Як-40, Як-42, вертолёты. Ту-154 принимается с огранчениями. Он сможет туда сесть, но ему придётся снижаться по самой пологой глиссаде и вероятно реверс использовать до полной остановки. А вот взлететь уже вряд ли сможет, длины полосы не хватит. Хотя был случай - прилетал сюда Ту-154 на перекраску, и вряд ли это был единственный случай. Но один Ту-154 я сам видел на стоянке БАРЗ. Кроме него, в Быково на перекраску прилетали Су-27 и Миг-29. Прилетали и Ту-204, два из них долгое время стояли на стоянках. Ту-134 ни разу не видел в Быково, но они могли там быть в советское время. Во многом благодаря Быковскому авиа-ремонтному заводу (БАРЗ) аэропорт существовал долгое время после распада Союза. Что же касается авиакомпаний, для которых аэропорт был базовым, то их немного: Dexter, Центр-Авиа, Спецавиа, частично Московия, МВД, МЧС, Лётные проверки и системы, и несолько частных. Остальные борта - старые "аэрофлотовские" борта полярной авиации, видимо оставшиеся тут после отработки регулярных маршрутов на север в советское время. Есть тут и уникальные самолёты, например Як-42Ф (полярный), Ан-2 с "граффити" - именной борт "Александр Чистяков" RA-07326. Этот Ан-2 есть на левом верхнем кадре.

Конечно, жителям окраин Жуковского "доставалось" - уровень шума здесь был приличый. В 90-х годах ещё активно летали Ан-24/26/30, Як-42 и Ил-76. При взлёте последнего в прямом смысле дребезжали стёкла. А ночью было слышно каждое малейшее изменение оборотов двигателей у "Ан"-ов, и особенно при изменении шага винта. На территории Быково работала метеостанция, информацию о погоде с которой можно было прослушать обычным радиоприёмником на AM прямо из квартир.

Здание, которое мы видим сейчас, приезжая на привокзальную площадь Быково, стоит там с 1975 года. Конечно по тем временам это было новое здание с пропускной способностью 400 пассажиров в час, и, надо сказать, его было достаточно для аэропорта такого масштаба с небольшим количеством рейсов. За один 1975 год через терминал аэропорта Быково прошло 1.5 миллиона человек. Вплоть до середины 1991 года "Быково" ежесуточно принимал и отправлял до 550 рейсов. Каждые 2 минуты здесь осуществлялся взлет или посадка.


Быковский аэропорт, хотя и был включен российским правительством в перечень стратегически значимых предприятий для обеспечения национальной безопасности, тем не менее, оказался в 1994 г. приватизирован. Госпредприятие превратилось в акционерное общество – ОАО «Быково-Авиа». Сначала контрольный пакет был у государства, но после процедуры банкротства в 2000 г. аэропорт стал полностью частным. С 2000 г. эксплуатантом аэропорта стало учрежденное «Центром-Авиа» ОАО «Аэропорт Быково». В 2003 г., по данным справочника «Москва в цифрах и фактах», в строке напротив аэропорта Быково фигурировал показатель – 17 тыс. пассажиров и всего 550 т грузов.
С 2007 года аэропорт не обслуживает регулярные авиарейсы. Последний рейс Москва (Быково) - Нижний Новгород (Стригино) авиакомпании Центр-Авиа был отменён зимой 2007-го года. Последние три года в Быково летали лишь самолёты и вертолёты МЧС и МВД, и самолёты частной авиации. В 2008 основное здание терминала аэропорта перестало использоваться для регистрации пассажиров. Остался единственный пункт спецконтроля в другом помещении - Центре деловой авиации.


И вот, наконец, мы подошли к сегодняшним реалиям. Аэропорт временно закрыт с 18 октября 2010 года из-за истечения срока действия договора аренды аэродромного комплекса, который в последние годы эксплуатировался компанией «Быково-Авиа». Причина закрытия аэропорта — истечение срока действия сертификата на ведение аэропортовой деятельности компании-оператора, ОАО "Аэропорт Быково". Оператор не смог продлить договор, истекающий 21 октября, так как "не имел права использовать аэродромный комплекс "Быково". Хотя на работу авиатехники МЧС и МВД закрытие аэропорта не повлияет, там уже созданы специальные зоны для посадки МВД-шных бортов.


Сейчас аэропорт является собственностью Московской области. У правительства МО есть планы до 2012 года создать на основе существующего аэропорта Быково современный международный аэропорт с обслуживанием 500 тыс. человек в год, с формированием сопутствующей инфраструктуры в виде автомобильных трасс и железной дороги. Выгодным для аэропорта и его потенциальных клиентов является географическое положение. От МКАД до перрона аэропорта Быково можно доехать на машине примерно за полчаса без пробок, на автобусе – не более сорока минут. Кроме того, аэропорт Быково предлагает самые низкие цены на высокопрофессиональное техническое обслуживание практически всех моделей самолётов и взимаются минимальные аэропортные сборы, а это может быть выгодно авиакомпаниям, которые согласятся перебазироваться сюда. Ещё один плюс аэропорта - непосредственная близость рязанской железнодорожной ветки. От железнодорожной платформы Быково до здания аэровокзала - не более 500 метров. От станции электрички можно будет пустить бесплатные автобусы или установить траволаторы. Благодаря выгодному географическому расположению аэропорта, перспективны будут не только пассажирские перевозки, но и перевозки грузов. Так что перспективы у Быково есть, и это не может не радовать. Хотелось бы верить в то, что этому замечательному аэропорту дадут новую жизнь. И вновь в небе над Жуковским будет слышан рёв двигателей взлетающих из Быково Ил-ов 76-х, Ан-ов и Як-ов!


Tags: Быково
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →