Антон (an_2) wrote,
Антон
an_2

  • Location:
  • Mood:

В ожидании новой жизни



Сегодня мне хочется рассказать вам об одном аэропорте, о котором за последний месяц был ряд упоминаний в СМИ и разводились активные дискуссии на авиационных форумах. Об аэропорте, которому скоро предстоит пережить второе рождение. Об аэропорте, попадая в который, переносишься в забытое прошлое. Искушённый авиатор уже догадался, о чём пойдёт речь. И рассказывать буду именно о нём не потому, что его буквально месяц назад закрыли, и не потому, что роднее аэропорта для автора этого материала нет, ибо на данный момент автор прожил большую часть своей жизни в километре от торца его взлётно-посадочной полосы, не в этом дело. Этот аэропорт очень интересен сам по себе. И он, безусловно, заслуживает отдельного внимания. Итак...



Побуждением к написанию этого материала стали новости о закрытии аэропорта и поездка к другу в Жуковский. Погода для споттинга была не подходящая, да и вообще сейчас проклятое межсезонье - самое плохое время для обычного споттинга, поэтому решение о Жуковском было принято ещё заранее. Почему бы по пути не заехать в Быково, тем более что всё рядом? Новость о закрытии любимого мною аэропорта меня потрясла, я решил съездить и проверить состояние аэропорта после увиденного репортажа на авиафоруме. Всё так и оказалось: перрон теперь "рассечён" наскоро смонтированным сеточным забором, самолёты отделены от основных стоянок напротив терминала. Вся аэродромная техника убрана с перрона и находится в выделенной для неё зоне. Большинство самолётов, ранее находившихся здесь, исчезли. Як-42 вообще оттащены к дальнему забору зачем-то и оставлены на траве. Никакого движения на перроне не наблюдалось. В окнах терминала свет не горел, а вместо ранее привычных турбовинтовых звуков "Ан"-ов был слышан лишь шум ветра, поднимавшего столбы снега на пустой заброшенной взлётно-посадочной полосе... Картина весьма грустная...


А ведь были времена, когда аэропорт Быково был главным авиаузлом Москвы. Посмотрев на него сейчас и не скажешь, но факт есть факт. Пока с 1936 по 1938-й годы на Центральном аэродроме им.Фрунзе в Москве проводилась реконструкция, Быково выполнял функции главного и единственного основного аэропорта Москвы. Сам же аэропорт Быково начал строиться весной 1932, а в 1933-м уже начал эсплуатироваться. К сожалению, в сети немного материалов по аэропорту, но кое-что интересное собрать удалось, в том числе и из личного опыта. Из открытых источников известно о нескольких событиях страны, которые коснулись жизни аэропорта. К примеру, здесь проводились эксплуатационные испытания первого в мире реактивного пассажирского самолёта для местных воздушных линий Як-40. Проще говоря, этот тип самолёта выполнил свой первый пассажирский рейс именно из Быково. А 24 ноября 1961 произошло другое событие - именно в аэропорту Быково ФАИ зарегистрировала мировой рекорд высоты полета по прямому маршруту для конвертопланов, его установил советский конвертоплан Ка-22 (2588 м). Были здесь и неприятные события: захват и удерживание пассажиров в заложниках в самолёте, несколько авиапроисшествий, но о них не хочется вспоминать. По большей части авиапроисшествия в аэропорту Быково были связаны со слишком короткой ВПП. Её удлиняли дважды - сначала с 1000 метров до 1400 метров, а потом до 2200 метров. Сейчас её удлинять уже некуда. Да и вообще аэропорт расширяться не сможет - всё вокруг застроено жилыми домами. Одна из особенностей Быково в том, что он находится практически в черте города.


С другой стороны, территория аэропорта не такая уж и маленькая - имеется более 50 стоянок, на которых могут размещаться принимаемые суда Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-32, Ан-74, Ил-18, Ил-76, Ту-134, Ту-154, Як-40, Як-42, вертолёты. Ту-154 принимается с огранчениями. Он сможет туда сесть, но ему придётся снижаться по самой пологой глиссаде и вероятно реверс использовать до полной остановки. А вот взлететь уже вряд ли сможет, длины полосы не хватит. Хотя был случай - прилетал сюда Ту-154 на перекраску, и вряд ли это был единственный случай. Но один Ту-154 я сам видел на стоянке БАРЗ. Кроме него, в Быково на перекраску прилетали Су-27 и Миг-29. Прилетали и Ту-204, два из них долгое время стояли на стоянках. Ту-134 ни разу не видел в Быково, но они могли там быть в советское время. Во многом благодаря Быковскому авиа-ремонтному заводу (БАРЗ) аэропорт существовал долгое время после распада Союза. Что же касается авиакомпаний, для которых аэропорт был базовым, то их немного: Dexter, Центр-Авиа, Спецавиа, частично Московия, МВД, МЧС, Лётные проверки и системы, и несолько частных. Остальные борта - старые "аэрофлотовские" борта полярной авиации, видимо оставшиеся тут после отработки регулярных маршрутов на север в советское время. Есть тут и уникальные самолёты, например Як-42Ф (полярный), Ан-2 с "граффити" - именной борт "Александр Чистяков" RA-07326. Этот Ан-2 есть на левом верхнем кадре.

Конечно, жителям окраин Жуковского "доставалось" - уровень шума здесь был приличый. В 90-х годах ещё активно летали Ан-24/26/30, Як-42 и Ил-76. При взлёте последнего в прямом смысле дребезжали стёкла. А ночью было слышно каждое малейшее изменение оборотов двигателей у "Ан"-ов, и особенно при изменении шага винта. На территории Быково работала метеостанция, информацию о погоде с которой можно было прослушать обычным радиоприёмником на AM прямо из квартир.

Здание, которое мы видим сейчас, приезжая на привокзальную площадь Быково, стоит там с 1975 года. Конечно по тем временам это было новое здание с пропускной способностью 400 пассажиров в час, и, надо сказать, его было достаточно для аэропорта такого масштаба с небольшим количеством рейсов. За один 1975 год через терминал аэропорта Быково прошло 1.5 миллиона человек. Вплоть до середины 1991 года "Быково" ежесуточно принимал и отправлял до 550 рейсов. Каждые 2 минуты здесь осуществлялся взлет или посадка.


Быковский аэропорт, хотя и был включен российским правительством в перечень стратегически значимых предприятий для обеспечения национальной безопасности, тем не менее, оказался в 1994 г. приватизирован. Госпредприятие превратилось в акционерное общество – ОАО «Быково-Авиа». Сначала контрольный пакет был у государства, но после процедуры банкротства в 2000 г. аэропорт стал полностью частным. С 2000 г. эксплуатантом аэропорта стало учрежденное «Центром-Авиа» ОАО «Аэропорт Быково». В 2003 г., по данным справочника «Москва в цифрах и фактах», в строке напротив аэропорта Быково фигурировал показатель – 17 тыс. пассажиров и всего 550 т грузов.
С 2007 года аэропорт не обслуживает регулярные авиарейсы. Последний рейс Москва (Быково) - Нижний Новгород (Стригино) авиакомпании Центр-Авиа был отменён зимой 2007-го года. Последние три года в Быково летали лишь самолёты и вертолёты МЧС и МВД, и самолёты частной авиации. В 2008 основное здание терминала аэропорта перестало использоваться для регистрации пассажиров. Остался единственный пункт спецконтроля в другом помещении - Центре деловой авиации.


И вот, наконец, мы подошли к сегодняшним реалиям. Аэропорт временно закрыт с 18 октября 2010 года из-за истечения срока действия договора аренды аэродромного комплекса, который в последние годы эксплуатировался компанией «Быково-Авиа». Причина закрытия аэропорта — истечение срока действия сертификата на ведение аэропортовой деятельности компании-оператора, ОАО "Аэропорт Быково". Оператор не смог продлить договор, истекающий 21 октября, так как "не имел права использовать аэродромный комплекс "Быково". Хотя на работу авиатехники МЧС и МВД закрытие аэропорта не повлияет, там уже созданы специальные зоны для посадки МВД-шных бортов.


Сейчас аэропорт является собственностью Московской области. У правительства МО есть планы до 2012 года создать на основе существующего аэропорта Быково современный международный аэропорт с обслуживанием 500 тыс. человек в год, с формированием сопутствующей инфраструктуры в виде автомобильных трасс и железной дороги. Выгодным для аэропорта и его потенциальных клиентов является географическое положение. От МКАД до перрона аэропорта Быково можно доехать на машине примерно за полчаса без пробок, на автобусе – не более сорока минут. Кроме того, аэропорт Быково предлагает самые низкие цены на высокопрофессиональное техническое обслуживание практически всех моделей самолётов и взимаются минимальные аэропортные сборы, а это может быть выгодно авиакомпаниям, которые согласятся перебазироваться сюда. Ещё один плюс аэропорта - непосредственная близость рязанской железнодорожной ветки. От железнодорожной платформы Быково до здания аэровокзала - не более 500 метров. От станции электрички можно будет пустить бесплатные автобусы или установить траволаторы. Благодаря выгодному географическому расположению аэропорта, перспективны будут не только пассажирские перевозки, но и перевозки грузов. Так что перспективы у Быково есть, и это не может не радовать. Хотелось бы верить в то, что этому замечательному аэропорту дадут новую жизнь. И вновь в небе над Жуковским будет слышан рёв двигателей взлетающих из Быково Ил-ов 76-х, Ан-ов и Як-ов!


Tags: Быково
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments